Янв 11

История ландшафтного дизайна. Древний Египет и Крит

История ландшафтного дизайна. Древний Египет и Крит

Часть II

История ландшафтного дизайна. Древний Египет и Крит.

История ландшафтного дизайна. Древний Египет и Крит

Заупокойный храм царицы Хатшепсут. На террасах дворца были разбиты сады. Позже этот прием применялся в Вавилоне.

Продолжение, вернуться в начало. Пруды были важными функциональными, декоративными и символическими элементами в композиции древнеегипетских садов, о чем свидетельствует и поэзия, и тексты, высеченные на стенах пирамид. В больших садах водоемов было несколько, а иногда размеры прудов были столь значительны, что там катались на лодках. Очертания прудов были прямоугольными, а иногда в виде буквы «т», причем вертикальной черточкой служил канал, соединенный с рекой. Овощному огороду выделялась лишь некоторая часть площади сада. На квадратных грядках египтяне выращивали лук, чеснок, белокочанную капусту, бобовые, салат-латук и огурцы. Полезность была требованием дня, и поэтому огороды устраивались очень просто. Такие декоративные растения, как ландыш, мак, рога, хризантема, василек и др., размещались свободно в группах.

Сады фараонов
История ландшафтного дизайна. Древний Египет и Крит

Рыбный пруд, окруженный финиковыми деревьями, в саду Небамуна. Фрагмент фрески около 1400 г до н.э.

История ландшафтного дизайна. Древний Египет и Крит. Сады фараонов, также как и их дворцы, были огромны и величественны. Уже упомянутые дворцовые сады царицы Хатшепсут располагались на трех широких террасах с колонными залами, соединенных ступенями с наклонными плоскостями. К дворцовым садам посетителя вела сквозь пилон двойная аллея сфинксов, фланкированных деревьями с обеих сторон. Дорожка, идущая с нижней террасы к верхним, была проложена в углублении стен. Для посадки деревьев в камнях вырубались отверстия, которые заполнялись плодородным нильским илом. Поскольку эти отверстия были связаны с каналами, деревья подпитывались водой постоянно.

Экспедиция царицы Хатшепсут

В колонных залах размещены описания всех деяний царицы. Стены, обращенные к саду, покрыты рельефами с изображением разных растений, среди которых находятся и ладанные деревья. Согласно тексту на стене, по приказу Амон-Ра, повелевшего «создать «Пунт» в его доме», царица Хатшепсут организовала экспедицию глубоко в Южную Африку в сказочную страну Пунт за ладанными деревьями. Экспедиция преследовала и коммерческие интересы, поскольку ладанное масло широко использовалось в религиозных обрядах, для изготовления мумий, медицинских препаратов, но было дорогой редкостью. Экспедиция царицы Хатшепсут была первой попыткой, но не единственной, акклиматизации растений в Древнем Египте. Тутмос III, преемник царицы, привез из похода в Палестину и Сирию «все деревья и цветы, которые растут и цветут в мире, созданном богом». Рамсес III также занимался интродукцией растений из Пунта.

История ландшафтного дизайна. Древний Египет и Крит

История ландшафтного дизайна. Древний Египет и Крит

Сикомор

О частых путешествиях египтян рассказывает литература Среднего царства — «Рассказ Синухета», «О потерпевшем кораблекрушение» — иногда реалистически выдержанная, иногда сказочно-фантастическая. В Карнакском храме есть изображения всех растений и животных, которые привезли или видели путешественники. Однако изображения эти не вполне реалистичны, поскольку содержат одновременно виды с разных точек зрения.

Обширное увлечение цветами, астениями в Древнем Египте

Красота цветов в Египте ценилась не меньше, чем в наше время. Стены спальни Аменхотепа IV во дворце в Тель-эль-Амарне сплошь были покрыты фресками, изображавшими цветы. Многие внутренние садики содержали пруды, окруженные красивыми цветами. Раскопки дворца фараона обнажили пол, который демонстрирует, что эти пруды были украшены клумбами, из которых, как стебли цветов, вырастали колонны. В садах деревья высаживали вдоль наружных стен, вокруг пруда, аллеями и в виде садовых посадок. Египтяне сажали инжир, разновидности пальм, сикоморы, акацию, тамариск, черную шелковицу.

История ландшафтного дизайна. Древний Египет и Крит

Золотая подвеска из гробницы Тутанхамона

Сикомор

Многие деревья принимали участие в религиозных культах, а более всех сикомор (см. фото). Он первый появился в садах, а затем и в древних текстах, являясь понятием, обобщающим деревья вообще. Для загробной жизни тень этого дерева была очень важна. Как гласит текст пирамиды, «…чтобы я мог провожать бесконечную череду дней к берегам моего пруда, чтобы моя душа могла отдохнуть на ветвях дерева, посаженного мной, и чтобы я мог освежиться в тени моего сикомора». На листьях священного плодового дерева «ишед», по преданиям, бог мудрости Джхути и богиня счета, письма и строительства Сешат записывали имена и деяния царей.

Вера в загробную жизнь —

имела огромное значение для египтян. Поскольку они верили, что после смерти у них будут земные потребности, в пирамиду, как в посылку, закладывали предметы, отражающие все аспекты земной жизни. В том числе в гробницы фараонов помещались всевозможные композиции из цветов. Например, в гробнице Тутанхамона (сына Аменхотепа IV и Нефертити) найдены удивительно хорошо сохранившиеся цветочные венки, состоящие из васильков, лотосов, листьев оливы, ивы, дикого сельдерея, ягод паслена и «дьявольских» яблок. А в гробнице фараона Тити венки, возложенные на голову мумии, были сплетены из сливовых листьев, васильков, маков, мальвы, шафрана и чертополоха. Перед гробницами разбивали маленькие садики с пальмами и священными тамарисками с тем, чтобы, подобно Осирису, вросшему, по мифу, в тамариск, душа могла погрузиться в дерево, выйдя из гробницы. Сохранились надгробия, изображающие, как умершие, провожаемые слугами, прощаются со своими садами, уплывая в лодках.

История ландшафтного дизайна. Древний Египет и Крит

Священные рога святилища Кносского дворца

История ландшафтного дизайна. Древний Египет и Крит.

Священный Лотос

Многие цветы также наделялись религиозным и ритуальным значением. Прежде всего, священный лотос — символ Верхнего Египта. Цветущий лотос часто изображался на кубках и на других предметах быта. Лотос, по легенде, считали началом всего. Мир представлялся как огромный черный океан, на поверхности которого возник цветок лотоса, а из его чашечки поднялся бог Амон-Ра. Заметив, что цветок лотоса всплывал на воду и распускался при заходе солнца, а закрывался и погружался в нее при восходе, древние египтяне посвятили его Осирису и считали, что ритм цветения и увядания этого удивительного цветка символизирует смерть и воскрешение их любимого бога. Лотос был также символом богини плодородия Исиды. Во время нильских разливов статуи Исиды украшались венками из лотосов, — считалось, что обилие лотосов в Ниле обещает обилие ила и плодородный год.

Многочисленные изображения иллюстрируют дальнейшее прославление этого цветка. Цари и царицы преподносили цветы друг другу как знак любви. Рабы и рабыни вручали их своим хозяевам, что ценилось выше слоновой кости, ювелирных украшений, винограда и домашней птицы. Цветы использовались для художественного оформления празднеств, праздничных столов и домов. Гости также приветствовались цветами. Женщины украшали цветами головы. Особым искусством было плетение венков.

История ландшафтного дизайна. Древний Египет и Крит

Грифоны тронного зала Кносского дворца

Применение Лотоса

Лотос широко использовался и в пищу. Корневища лотоса собирали, сушили и ели в отварном виде как картофель. Из зерен лотоса мололи муку и пекли хлеб. Корни и семена шли на изготовление лекарств. Блюдцеобразные листья лотоса использовались как сосуды для напитков.

Папирус

Также широко использовался и папирус. Сочное и мягкое корневище этого растения было любимым лакомством детей. Вареный или жареный стебель считался деликатесом. Из папируса делали обувь, одежду, веревки, он был незаменим при постройке кораблей. По египетской мифологии в папирусной лодке совершал ежедневные плавания по небу бог Ра, а в ХХ веке в папирусных лодках Ра-1′ и Ра-2 провел свои длительные путешествия знаменитый норвежский ученый Тур Хейердал. И, наконец, популярность папируса как сырья для изготовления писчего материала была столь велика, что во многих языках, например в английском, слово «бумага» (рарег) созвучно слову «папирус».

История ландшафтного дизайна. Древний Египет и Крит. Почтение египтян к лотосу и папирусу проявилось в архитектуре, — капители колонн храмов и дворцов интерпретируют в камне формы цветов этик растений.

Древнеегипетские костюмы

Религиозную связь с природой и соответствующее миропонимание отражают и все элементы древнеегипетского костюма. Египтяне (и женщины, и мужчины) носили растительные парики или полотняные шапочки, потому что брили головы, принося свои волосы в жертву священным животным. Одежда египтянина драпировалась только прямыми складками. Головной убор фараона «клафт-ушебти» (своеобразный платок) — один из древнейших символов власти — вырезался особым образом из полосатой ткани, чтобы образовывать прямые складки, символизирующие порядок и закон. Клафт-ушебти закреплялся на голове лентой со священным уреем — змеей, охраняющей фараона. Традиционное плоское многорядное ожерелье «ускх», которое часто можно видеть на шеях и плечах мужчин и женщин, символизировало солнце. И, наконец, фараон всегда изображался с посохом в руке — древнейшим символом власти — атрибутом скотоводства.

Таким образом, культура Древнего Египта была следующей ступенью в развитии отношений человека и природы. Египетские боги — олицетворение природных явлений. Религиозные обряды и ритуалы — попытки воздействия на природу. Символы власти фараона — знаки успехов в освоении природы и даже власти не столько над людьми, сколько над ней самой.

Культура Крита

Почти параллельно и в более благоприятных природных условиях развивалась культура Крита. Высокий уровень материального и духовного развития, наряду с фантастическим природным изобилием, обеспечивали оптимистическую наполненность культуры, обуславливали стремление к роскоши и наслаждению живым миром природы. Очевидных доказательств наличия садово-паркового искусства на Крите нет. Оно и понятно — естественная природа Крита так близка к представлениям о божественной, что нет нужды создавать искусственный «парадиз». Однако Кносский дворец (мифический лабиринт Минотавра), раскопанный А. Эвансом, и фрески на его стенах вполне иллюстрируют отношение критян к природе. На стенах дворца — изображения растений, фантастических птиц-грифонов, гуляющих среди лилий девушек, принцев, срывающих крокусы. Фрески тронного зала представляют целые ландшафты, рассматриваемые некоторыми исследователями как садово-парковые композиции. Природа проникала в интерьеры дворца горшечными растениями, растительными и морскими сюжетами керамики стилей «камарес» и «морской».

История ландшафтного дизайна. Древний Египет и Крит. Однако доверчивое до расслабленности отношение критян к щедрой природе своего острова оказалось опрометчивым — сильнейшее из известных сегодня землетрясение и извержение вулкана на острове Фера разрушили города и погубили критскую цивилизацию. Часть острова Фера опустилась в море, породив миф об Атлантиде. Конец.

История садово-паркового искусства

Группа вКонтакте, Группа на фейсбук, страница на фейсбук, Канал на youtube

История ландшафтного дизайна. Древний Египет и Крит

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

Site Protection is enabled by using WP Site Protector from Exattosoft.com