Сен 28

История. Египетское искусство

История. Египетское искусство

История. Египетское искусство. Мы мало что знаем о народном искусстве в Египте. Поддаными царя были рабы, отбывавшие ему тягло, то есть отбывали разного рода повинности деньгами и натурой. Именно потому он и мог возводить огромные здания, заставить служить им все искусства, но, за исключением построек малочисленной знати, постройки царя были единственными художественными произведениями в стране. Здания эти, отвечая мировоззрению египтян, служили почти исключительно религиозным целям: культу богов и культу мертвых. Даже от дворцов царя сохранилось нам немногое. Храм и гробница были главными созданиями архитектуры. Долгое время оцепенелость этих построек исключала всякую возможность личного отношения к ним; о них говорили с крайним изумлением, как о загадочных созданиях, но без внутреннего понимания их чуждых форм. И только нашему времени удается понемногу выработать историческое представление об египетском искусстве.

Античные сады Греции и Рима

В культовых храмах, главным образом в гробницах, объединены все искусства страны. Статуи, рельефы, каждое украшение обусловлены религией и подчинены по содержанию и по форме всецело архитектуре. Так возникло единство стиля, нетерпящее никаких отклонении и заключенное в совершеннейшую форму.

История. Египетское искусство

Основой художественного впечатления была в данном случае простота линий и форм, которая доходит до монументальности благодаря тому, что эти линии и формы вырастают до огромных размеров. Но именно эта простота и служила помехой историческому пониманию искусства Египта, так как простейшие формы считались вместе с тем и самыми ранними. Первобытный человек, дикарь, обладает такой свежестью глаза, таким непосредственным отношением к природе, что его пещерные рисунки каменного периода являются чисто импрессионистскими; это непосредственно воспринятые и непосредственно переданные впечатления природы.

Понятие о «примитивности», как о беспомощности всякого начала в искусстве, безусловно неверно. Так же и на Востоке, в Месопотамии, о стиле искусства которого мы не имеем ясного представления, раннее искусство в сравнении с периодом расцвета менее ограничено. Так же и постройки Древнего царства Египта (3-е тысячелетие до н. в.) стоят уже не только в техническом, но и в художественном отношении на высокой ступени развития; их корни выходят за пределы исторических времен. Первоначально погребальная камера и место, предназначенное для культа, помещались под одной кровлей. По египетским воззрениям, после смерти человека остается духовная его часть, которая ведет свободное существование на земле, пока останки остаются нетронутыми; об удобстве и питании ее заботились, заготовляли для нее или просто рисовали различную пищу и утварь.

Этим определялось все необходимое для египетской могилы: она должна была иметь собственно погребальную камеру, в которой помещается мумия, и кладовые с заготовленными жертвенными припасами. Позже, для нужд культа, потребовалось особенное маленькое жертвенное место в виде ниши перед ложной дверью, которая на Востоке символизирует переход в загробный мир. Такие ниши помешались в той же могиле, и эта могила устраивалась наподобие жилого дома. Постепенно ниши разрослись в молитвенный вал, вал в храм; помещение, предназначенное для культа, отделилось от надгробной постройки, и такая надгробная постройка, до позднего времени сохранившая на могилах знатных форму кургана, на могиле царя становится памятником и обращается, в конце концов, в пирамиду.

История. Египетское искусство

От ворот, которые лежат в долине у Нила, идет, подымаясь, крытый переход к храму; его составляют обнесенный колоннами двор, вал с колоннами и святилище, расположенные друг за другом к храму примыкает пирамида. Целое представляет собою архитектурный план вавершенного единства: каждое от- дельное вдание имеет художественную ценность и само по себе и как гармоническая часть архитектурного целого. Реконструкции надгробного памятника Не-узер-ре (5-я династия), сделанные Борхардом, совершенно ясно говорят нам о наличности в данном случае определенного художественного замысла. Для нас, воспринимавших египетскую архитектуру как массовую, такие тонко расчлененные планы явились полной неожиданностью.

В эстетическом впечатлении, которое мы получаем от ворот у Нила, главным является не стена, как это бывали впоследствии в подобных случаях, но самый входный вал, портик с его тонко и логично расчлененными колоннами, что вполне отвечает назначению здания. Храм мертвых и пирамида также превосходно согласованы между собою. В этом и состоит эстетический закон: изящное становится еще утонченнее наряду с тяжеловесным, а массивное проявляется еще энергичнее по контрасту с изящным, потому что одно становится для глаза мерилом другого. Все части строения согласуются с целым. Вся постройка исключительно тектоническая, и как целое подчиненно культовым целям, так каждая отдельная часть на своем месте обусловлена функциональным назначением.

Египетская пирамида, бесспорно, самое монументальное создание архитектуры вообще. Сущность монументального и лежит в том, что его формы просты и не требуют для своего понимания тонкой восприимчивости, что они захватывают с первого взгляда и говорят своей простотой тем убедительнее, чем огромнее размеры. Особенностью является то, что в Египте эта монументальность стала художественным принципом в такое раннее время. Пирамида строилась для защиты останков царя. Потаенная комната хранила их в этой каменной массе; к ней вел узкий ход, черед который пронесли гроб, Который потом заложили камнями и заделали облицовкой так, что его нельзя было найти. Но эти постройки говорят, вместе с тем, о монументальном чувстве уже развитого в художественном отношении времени.

Характерным доказательствам служит то обстоятельство, что цари, которые, как и прочие смертные, заботились еще при жизни о своих гробницах, строили сначала маленькое здание; оно разрасталось в своем плане и устройстве, пока они жили, и тем больше, чем дольше они жили. Следовательно, религиозным целям удовлетворял маленьким памятник, а то, что по окончании постройки тотчас же продолжали строить дальше, служит уже доказательством стремления к более высокой художественной выразительности.

История. Египетское искусство

Дальнейшее развитие продолжается уже за пределами эпохи Древнего царства. До сих пор мы следили за его ходом по надгробным постройкам, с этого времени дальнейший его путь показывают нам постройки храмовые. Техника стройки пирамид ухудшается уже в Среднем царстве, которое следует отнести к 200 году; фараон царствует не так абсолютно, не так неограниченно повелевает своим народом. Новое царство, наполняющее собой 2-ю половину II тысячелетия до н.э., уже совсем не знает пирамид. Центральным пунктом архитектонического интереса становится храм. Три главные части храма — двор, обнесенный колоннами, большой зал и святилище позади него — были уже в храме мертвых Древнего царства, но художественная обработка их становится теперь совершенно иной.

Различие эпох делается тотчас же ясным, если сравнить, например, утонченную расчлененность ворот Древнего царства с фасадом храма в Луксоре, который, вероятно, построен незадолго до начала Нового царства. Вместо искусства, действующего целесообразной расчлененностью, появляется энергичная выразительность. Необычайная мощность этих построек заключается в том, что характер их противоречит характеру почвы, на которой они выросли. Типичным примером является Луксор, где фасад воспринимается всецело, как масса; стена, затканная плоскими, подобными ковру, рядами изображений из жизни царей и мифов о богах, говорит только как плоскость; она должна быть ограничена как можно резче, должна бить энергично замкнута, потому что все здание определяется контуром.

Именно такое впечатление и получается в данном случае, потому что ограничивающие стену линии, подымаясь кверху, сближаются все теснее, все сильнее сжимают ее в своих тисках; горизонтальная линия далеко выступающего карниза энергично ограничивает здание от воздушного пространства сверху. Карниз является важнейшей частью египетской архитектуры, потому что на его долю приходится самая существенная функция в этом ограничении здания. Эпохи с развитым чувством декоративности неизменно пытались при помощи ваз, статуй и других декоративных элементов архитектуры, которые они располагали на верхнем карнизе, сделать в здании переход к воздушному пространству постепенным и подчеркивали главный портал тем, что крышу над ним подымали как можно выше.

Египтянин поступает как раз обратно: он замыкает здание строго горизонтальной линией и выделяет портал тем, что опускает в этом месте стену. Благодаря этой выемке, вход можно заметить только вблизи. Спокойная плоскость стены должна оставаться доминирующей, и портал не должен служить ей помехой. Портал, поскольку это возможно, лишается того значения, которое имел, например, портик с колоннами у ворот эпохи Древнего царства: он не должен служить перерывом, расчленяющим стенную плоскость.

Продолжение следует…

История. Египетское искусство

Сады Древнего Египта и Крита

Сады Западноевропейского Средневековья

Сады барокко и классицизма

Сады эпохи возрождения

Сады романтизма и эклектика XIX века

Сады России и Западной Европы конца XIX начала XX века

История о цветах

Развитие садоводства, цветники

Стилистика сада

Классический стиль

Естественный стиль

Японский стиль

Сады сентиментализма в Западной Европе и России

История. Египетское искусство

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

Site Protection is enabled by using WP Site Protector from Exattosoft.com