Окт 04

Сады России и Западной Европы конца XIX — начала XX века

Сады России и Западной Европы конца XIX — начала XX века

Часть I. Модерн

Сады России и Западной Европы конца XIX — начала XX века.

Сады России и Западной Европы

Барселона, Храм Святого Семейства

«Поиски и нащупывание правильных путей… превратились в наше время в слепое подражательство…», — говорил один из основоположников стиля модерн Отто Вагнер. «Художники предпочитают с ланцетом и лупой в руках изучать трупы покойников вместо того, чтобы прощупать пульс у живого и попытаться облегчить его страдания». Современные произведения, по мнению Вагнера, должны были отвечать запросам современного человека, новым материалам и условиям жизни.

Сады Древнего Египта и Крита

Они также должны были учитывать огромные достижения науки и техники и «свойственный всем современным людям дух практицизма».

Модерн

Сады России и Западной Европы конца XIX - начала XX века

Барселона, Парк Гуэль

Стиль модерн, сформировавшийся в конце XIX столетия, был последним большим стилем, охватившим все виды искусства и, более того, всю человеческую деятельность, и перешедшим от эстетизации истории к эстетизации современности.

Мировосприятие стиля  модерна складывалось под влиянием так называемой «философии жизни» (Бергсон, Ницше и др.), согласно которой мир — игра стихии жизни — жажда самообновления, самовоспроизведения, приумножения силы. Жизнь рассматривалась как категория космическая, всепоглощающая, неподвластная рационально-логическим построениям. Модерн провозгласил культ стихии, все преодолевающего биологизма, роста, увидев в этом силу и красоту.

Античные сады Греции и Рима

Эмоциональная окраска стиля характеризуется выбранными им для себя сюжетами: состояние томления, пробуждение чувств и становление жизненных сил, порыв чувства, молодость, весна, вихрь, волна, танец, вакханалия, буйство страсти, экстаз. Внутренний жар, экспрессия таятся почти в каждом произведении модерна. Молодым огнем предчувствий и желаний горят глаза Врубелевскоro «Пана», расплавленным воском оплывают интерьеры особняка С.П. Рябушинского (архит. Ф. Шехтель), а танцы с драпировкой Лои Фуллер и Айседоры Дункан, обжигавшие души вакхической страстностью, послужили источником вдохновения для создания многих произведений искусства.

Сады России и Западной Европы конца XIX — начала XX века

sadyi-rossi-zapadnoy-evropyi

Особняк С.П. Рябушинского

В произведениях модерна происходила пластическая и декоративная стилизация исторических, национальных или фантастических мотивов. «Утонченные стилизации модерна» в живописи, архитектуре, музыке, графике, костюмах, танце вместе создавали сказочно-фантастический, искрящийся мир красоты.

Сады Западноевропейского Средневековья

Красота превратилась в предмет обожествления. Теоретики и практики модерна считали, что все, создаваемое человеком, — искусство. Всякая человеческая деятельность поднималась ими до уровня творчества, и любой предмет, созданный человеком, рассматривался как произведение искусства. Увлеченные верой в преобразующую и гармонизирующую силу красоты и искусства, художники создавали красивую жизнь и очередное красивое общество, наполняя среду обитания человека красивыми предметами, едиными по стилевым характеристикам.

Сады России и Западной Европы конца XIX - начала XX века

Церковь Святого Духа в усадьбе Талашкино. Архит. С.В. Малютин

Культ собственного дома

Своеобразным выражением эпохи стал культ собственного дома. В особняке, рассчитанном на одну семью, можно было воплотить полностью всю программу модерна. Хрестоматийным примером оформления собственного дома является особняк в Уккле близ Брюсселя бельгийского архитектора и художника Анри ван де Вельде. В своем доме он все спроектировал и выполнил сам: архитектуру, мебель, живопись на стенах, предметы обихода и прикладного искусства и даже платье жены. Но модерну были свойственны не только индивидуалистические черты, но и мечты о коллективизме и всеединстве.

Сады России и Западной Европы конца XIX - начала XX века

Теремок в усадьбе Талашкино

Сады барокко и классицизма

Модерн по-новому взглянул на природу. Постоянно растущая и видоизменяющаяся, она в изобилии «поставляла» сюжеты для изображения стихии жизни. В живописи получили распространение пейзажи, изображающие бурю, порыв ветра, волну, остров, привлекающий мрачной тайной, а также идиллические пейзажи, населенные мифологическими существами. Идеальными героями модерна были козлоногий пан, царевна-лебедь, кентавр, сфинкс, которые отражали интерес к мифу и подчеркивали разнообразие мира, самопреобразование, возможность непредсказуемых, подчас драматических видоизменений.

Сады романтизма и эклектика XIX века

Цветы и животные — как символы в модерне

У модерна были любимые цветы, любимые птицы, животные. Орхидеи, лилии, кувшинки символизировали трагедию, гибель, смерть. Колокольчики означали желание, подсолнухи — горение, солнце, жажду жизни. Композиции модерна включали также розы, ирисы, тюльпаны и нарциссы.

Любимыми птицами были лебедь, павлин, фазан. Лебедь ценился за изысканную красоту, белоснежную чистоту и аллегорию обреченности («лебединая песня» ). Павлин, еще в Древнем Египте считавшийся символом города Солнца, а в христианской иконографии изображавшийся у райского древа жизни, «под-ходил» модерну своей экзотичностью и мистицизмом, — верилось, что в многочисленных «глазках», вкрапленных в оперенье, заключены источники сглаза.

Сады сентиментализма в Западной Европе и России

Доктор искусствоведения Д. Сарабьянов в монографии «Стиль модерн» пишет, что этот стиль «…в отличие от других исторических стилей или стилевых направлений, создавался во многом осознанно, волевым усилием художников. Искусство в это время сближалось с науками — точными и гуманитарными; теоретики и практики искусства искали способы объяснить особенности зрительного восприятия и связать их с художественным образом, раскрыть закономерности восприятия цвета и научиться сознательно пользоваться законами светового спектра. Художник в этой ситуации становился одновременно ученым, теоретиком, подчас изобретателем». Читать далее…

История садово-паркового искусства

Группа вКонтакте, Группа на фейсбук, страница на фейсбук, Канал на youtube

Сады эпохи возрождения

История о цветах

Развитие садоводства, цветники

Стилистика сада

Сады России и Западной Европы конца XIX — начала XX века

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

Site Protection is enabled by using WP Site Protector from Exattosoft.com