Окт 02

Сады сентиментализма в Западной Европе и России

Сады сентиментализма в Западной Европе и России

Часть I

Сады сентиментализма в Западной Европе и России.

Сады сентиментализма в Западной Европе и России

Отдыхающие Пастух и Пастушка, Франсуа Буше, 1761г.

В статье Сады сентиментализма в Западной Европе и России вы познакомитесь с развитием садов и парков как еще одним из вариантов искусства. Очередная эпоха повлияла на развитие ландшафтного дизайна. Продолжение развития пейзажных и регулярных парков в Европе и России. В каждой эпохе имеются свои символы, характерные произведения искусства. В различные времена выдвигался на передний план какой-нибудь вид искусства, лучше всего выражающий содержание своей эпохи. Во времена эпохи Просвещения ведущими видами искусства стали литература и садово-парковое строительство. Литература выдвинула идеи общего равенства и личной свободы, самоценности и самодостаточности личности, провозгласила преимущество разума, образованности и предприимчивости над высокородностью, уважение к труду и идеализацию природы. Литература воспела героев своего времени — Фигаро, Робинзона, Гулливера, представителей третьего сословия. Пейзажный парк эпохи Просвещения стал наилучшим объектом для «идейных инвестиций».

Сады Древнего Египта и Крита

Сады сентиментализма в Западной Европе и России

«Пекюше сделал знак, занавеси поднялись, и взорам предстал сад. В сумеречном освещении это было нечто ужасающее. Утес высился над газоном, как гора, гробница лежала кубом среди шпината, венецианский мост сгорбился над фасолью, а хижина издали казалась большим черным пятном: чтобы сделать ее более поэтичной, приятели спалили ее соломенную крышу. Тисовые деревья в форме оленей и кресел следовали друг за другом до сраженной молнией липы, протянувшейся в поперечном направлении от буковой аллеи до беседки, где томаты висели, как сталактиты. Подсолнечники там и сям показывали свои желтые диски. Красная китайская пагода на пригорке имела вид маяка. Освещенные солнцем клювы павлинов бросали яркие отблески друг на друга, а за изгородью совершенно гладкая равнина замыкала горизонт» (Г. Флобер).

Да, у сторонников пейзажного парка, пришедшего в Европу из Китая в эпоху Просвещения, случались и неудачи. Но какое удивительное было время. Всего лишь столетие между двумя буржуазными революциями — английской 1689 года и французской 1789 года. Век великих идей, прекрасных заблуждений и жестоких разочарований.

Античные сады Греции и Рима
Сады сентиментализма в Западной Европе и России

Д.Левицкий Портрет смолянок 1773г.

Третье сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей свободных профессий, обладавших реальными знаниями и деньгами, составляло значительную часть общества, отличалось общими взглядами и стремлениями. Оно духовно и физически переросло то положение в обществе, которое отводилось ему феодально-абсолютистской и клерикальной культурой и само напоминало Гулливера в стране лилипутов, который должен был подчиняться воле забавных, совершенно беспомощных существ: «Сквозь левое окошко придворные кузнецы пропустили девяносто одну цепочку толщиной с часовые цепочки у европейских дам и замкнули их на моей левой ноге тридцатью шестью висячими замками» (Дж. Свифт «Путешествия Лемюаля Гулливера»).

Третье сословие также было связано множеством смехотворных «цепей» общества, утратившего связь с реальной жизнью. Во время прогулок по городу Гулливер «должен был внимательно смотреть под ноги, дабы не растоптать кого-нибудь…», а по улицам продвигаться медленно и боком, заранее сняв кафтан, чтобы не повредить крыши и карнизы домов его полами. Так и деятельность буржуазии угрожала повреждениями государственного устройства. Но развитие общества требовало этой деятельности, что и послужило причиной английской буржуазной революции 1689 года и формирования нового типа культуры.

Сады Западноевропейского Средневековья

Эпоха знаний и искусства, издание большого количества книг научных трудов, словарей.

Новая культура основывалась на разуме и знании, которые должны были вылечить все общественные недуги.

Задачи образования и воспитания взяла на себя литература. Именно в это время стала издаваться «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» под редакцией д’Аламбера и Дидро, включавшая 17 томов текста, 11 томов с пояснительными таблицами и 5 томов приложений и дополнений. Тяга к знаниям и самообразованию была так велика и модна, что при появлении нового английского словаря у дверей публичной городской библиотеки в Париже каждое утро собиралась целая очереди желающих почитать его.

Сады барокко и классицизма

Сады сентиментализма в Западной Европе и России

В.П. Лангер Вечерний зал

Книги по эстетике, философии, истории Вольтера, Дидро, Монтескье выпускались огромными тиражами и мгновенно раскупались. Идеи этих философов владели умами Европы, но не душами. Их рационализм, дидактика, морализаторство оставляли воображение равнодушным и не формировали эстетический идеал, рождающий художественные образы. Эмоциональный климат эпохи был создан Жан-Жаком Руссо. Его призыв «Назад к природе» определил душевную атмосферу эпохи Просвещения и вдохновил на создание характерных и ярких памятников.

Сады эпохи возрождения

Руссо был наиболее демократичен из просветителей. Если Вольтер считал, что «когда чернь принимается рассуждать, все погибло», то Руссо обосновывал право народа на свержение монархии и защищал демократические порядки. В своих стихах, романах, комедиях Руссо идеализировал природу, жизнь общества на патриархальной стадии развития, казавшейся ему идеально чистой в нравственном отношении. Мечта о естественном существовании в естественной среде естественного человека стала основной темой искусства. Руссо считал, что все, что препятствует естественному развитию человека, должно устраняться воспитанием, чем сразу же страстно увлеклись все виды искусства. Литература и театр внушали уважение к труду и чувствам простых людей («Памела» С. Ричардсона, «Севильский цирюльник» П.-О. Бомарше, «Трактирщица», «Слуга двух господ» К. Гольдони и др.).

Живопись представляла идиллические картины природы, населенной пастухами, пастушками и мирно пасущимися коровками. Музыка тоже отражала культ природы, рисуя сельские сценки и крестьянский быт. Например, в 6-ю «Пасторальную» симфонию Л. Бетховена входят части с названиями: «Пробуждение радостных чувств при прибытии в деревню», «Пение пастухов. Радостные, благодарные чувства, после грозы».

Продолжение здесь.

История садово-паркового искусства

Сады сентиментализма в Западной Европе и России

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

Site Protection is enabled by using WP Site Protector from Exattosoft.com