Окт 05

Сады Западноевропейского Средневековья

Сады Западноевропейского Средневековья

Часть I

Сады Западноевропейского Средневековья.

Сады Западноевропейского Средневековья

Барселона, Храм Святого Семейства

«В каждой лилии живет крошечное сказочное создание — эльф», — говорится в одном из древнегерманских сказаний, «…он вместе с нею родится и вместе с нею умирает. Венчики лилий служат эльфам колокольчиками. Ежевечерне в поздний час, когда в садах все погружается в сон, один из эльфов бежит к лилии и начинает раскачивать ее гибкий стебель. Раздается серебристый звон, который будит сладко спящих эльфов. Маленькие существа просыпаются, вылезают из своих мягких постелек и молча, с важностью отправляются в венчики лилий, которые служат им в тоже время как бы молельнями. Помолившись, они также молча спешат назад в свои цветочные люлечки и вскоре опять засыпают в них глубоким, беспечным сном…». Может быть подобное растение и послужило прообразом готического собора, тянущегося вверх пучком стройных стеблей — нервюр, и прорастающего листьями краббов и цветами фиалов и крестоцветов на шпилях и вимпергах? Вполне вероятно. Ведь слово «готический» изначально было синонимом слова «варварский».

Сады Древнего Египта и Крита

Сады Западноевропейского Средневековья

А искусство варваров — готтов — выделялось тотемизмом, чувством слитности с животным и растительным миром. Древние германцы и скандинавы считали, например, что страна богов имеет вид необычайно большого ясеня. Из ясеня же был сделан первый мужчина, а первая женщина — из ольхи. Тотемизм выразился в «зверином стиле» декоративно-прикладного искусства варварских племен и проявился в обилии невиданных чудищ-химер на стенах христианских соборов и замков Средневековья.

Египетское искусство

Сады Западноевропейского Средневековья

«Роза» собора Парижской богоматери

Сады Западноевропейского Средневековья. Необыкновенная притягательность искусства Средних веков объясняется переплетением противоречивых, порой отрицающих друг друга трех культур: языческой античной, языческой варварской и христианской. Христианство, сломав античную цивилизацию, начало создавать свое миропонимание на основе взаимоприспособления, переработки и объединения античного наследия и культуры варварских племен.

Христианская культура

Процесс создания новой христианской культуры, ставшей общеевропейской, сопровождался образование новых государств, народов, языков и продолжался почти тысячу лет — от распада Римской империи вплоть до эпохи Возрождения. Христианство возглавляло этот процесс, а динамичность, сложность и значимость эпохи с неизбежностью отразились в искусстве.

Для введения в «храм средневековой культуры» античность была одета в «христианские одежды» в Византии и переработана согласно основам христианского мировоззрения.

Античные сады Греции и Рима

Сады Западноевропейского Средневековья

Краббы. Ранняя готика — «лопнувшая почка»

Варварские племена — англо-саксы, германцы и т.д., — даже после принятия христианства сохранили свой мир языческих богов и героев. Их фольклор вошел в европейскую литературу: цикл о короле Артуре, «Поэма о Беовульфе», исландские саги «Старшая Эдда», «Младшая Эдда», карело-финский эпос Калевала.  Представление о могучих германских и кельтских богах и героях, их борьба со злыми силами породили причудливые орнаменты «звериного стиля», где фантастические животные вплетались в замысловатый растительный узор.

Сады Западноевропейского Средневековья

XIV век — «распускающийся листок»

Христианство разделило мир на видимый (грешный) и потусторонний (идеальный), переосмыслив место в нем человека. Теперь он — грешный, «раб божий», должен испытывать вечный страх перед загробными карами. В качестве главной добродетели был провозглашен аскетизм. Христианство внесло в средневековое искусство символизм и аллегоричность, резвившиеся в систему в I-IV веках в период гонения ранних христиан и ставшие христианской традицией. Поскольку образование было монополией церкви, произведения искусства, говорящие символами, должны были играть роль проповеди.

Характерным явлением средневекового искусства является миниатюра, отражающая стремление создать образ необъятного и «все объяснить, приведя к маленькому масштабу». Символ — религия в миниатюре, собор — «божественная вселенная» в миниатюре, сады монастырей и замков — «райские» сады в миниатюре.

Сады барокко и классицизма

Сады Западноевропейского Средневековья

Поздняя готика — «распустившийся лист»

На протяжении рассматриваемого тысячелетия  менялись времена, менялись люди. Менялись и сады…

Период Средневековья

Кстати, чтобы лучше ориентироваться во времени и понимать исторические временные границы, дадим небольшую справку о периоде Средневековья. Период Средневековья в истории Европы считается длительным переходом между Античностью и Новым Временем. Античность — это культура древней Греции и Рима с III-II тыс. до н. э. и до IV-V вв. н. э. Историки всевозможных школ резко расходятся в периодизации новой истории. В большинстве случаев, в российской историографии её начало связывают с английской революцией середины XVII века, начавшейся в 1640 году. Среди иных событий, которые принимаются в качестве исходного рубежа Нового времени, именуют события, связанные с Реформацией (1517), открытие испанцами в 1492 году Нового Света, падение Константинополя (1453) или даже начало Великой Французской революции (1789).

Читать статью далее

История садово-паркового искусства

Группа вКонтакте, Группа на фейсбук, страница на фейсбук, Канал на youtube

Сады эпохи возрождения

Сады Западноевропейского Средневековья

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

Site Protection is enabled by using WP Site Protector from Exattosoft.com