«

»

Окт 05

Сады Западноевропейского Средневековья

Сады Западноевропейского Средневековья

Часть I

Сады Западноевропейского Средневековья.

Сады Западноевропейского Средневековья

Барселона, Храм Святого Семейства

«В каждой лилии живет крошечное сказочное создание — эльф», — говорится в одном из древнегерманских сказаний, «…он вместе с нею родится и вместе с нею умирает. Венчики лилий служат эльфам колокольчиками. Ежевечерне в поздний час, когда в садах все погружается в сон, один из эльфов бежит к лилии и начинает раскачивать ее гибкий стебель. Раздается серебристый звон, который будит сладко спящих эльфов. Маленькие существа просыпаются, вылезают из своих мягких постелек и молча, с важностью отправляются в венчики лилий, которые служат им в тоже время как бы молельнями. Помолившись, они также молча спешат назад в свои цветочные люлечки и вскоре опять засыпают в них глубоким, беспечным сном…». Может быть подобное растение и послужило прообразом готического собора, тянущегося вверх пучком стройных стеблей — нервюр, и прорастающего листьями краббов и цветами фиалов и крестоцветов на шпилях и вимпергах? Вполне вероятно. Ведь слово «готический» изначально было синонимом слова «варварский».

Сады Древнего Египта и Крита

Сады Западноевропейского Средневековья

А искусство варваров — готтов — выделялось тотемизмом, чувством слитности с животным и растительным миром. Древние германцы и скандинавы считали, например, что страна богов имеет вид необычайно большого ясеня. Из ясеня же был сделан первый мужчина, а первая женщина — из ольхи. Тотемизм выразился в «зверином стиле» декоративно-прикладного искусства варварских племен и проявился в обилии невиданных чудищ-химер на стенах христианских соборов и замков Средневековья.

Египетское искусство

Сады Западноевропейского Средневековья

«Роза» собора Парижской богоматери

Сады Западноевропейского Средневековья. Необыкновенная притягательность искусства Средних веков объясняется переплетением противоречивых, порой отрицающих друг друга трех культур: языческой античной, языческой варварской и христианской. Христианство, сломав античную цивилизацию, начало создавать свое миропонимание на основе взаимоприспособления, переработки и объединения античного наследия и культуры варварских племен.

Христианская культура

Процесс создания новой христианской культуры, ставшей общеевропейской, сопровождался образование новых государств, народов, языков и продолжался почти тысячу лет — от распада Римской империи вплоть до эпохи Возрождения. Христианство возглавляло этот процесс, а динамичность, сложность и значимость эпохи с неизбежностью отразились в искусстве.

Для введения в «храм средневековой культуры» античность была одета в «христианские одежды» в Византии и переработана согласно основам христианского мировоззрения.

Античные сады Греции и Рима

Сады Западноевропейского Средневековья

Краббы. Ранняя готика — «лопнувшая почка»

Варварские племена — англо-саксы, германцы и т.д., — даже после принятия христианства сохранили свой мир языческих богов и героев. Их фольклор вошел в европейскую литературу: цикл о короле Артуре, «Поэма о Беовульфе», исландские саги «Старшая Эдда», «Младшая Эдда», карело-финский эпос Калевала.  Представление о могучих германских и кельтских богах и героях, их борьба со злыми силами породили причудливые орнаменты «звериного стиля», где фантастические животные вплетались в замысловатый растительный узор.

Сады Западноевропейского Средневековья

XIV век — «распускающийся листок»

Христианство разделило мир на видимый (грешный) и потусторонний (идеальный), переосмыслив место в нем человека. Теперь он — грешный, «раб божий», должен испытывать вечный страх перед загробными карами. В качестве главной добродетели был провозглашен аскетизм. Христианство внесло в средневековое искусство символизм и аллегоричность, резвившиеся в систему в I-IV веках в период гонения ранних христиан и ставшие христианской традицией. Поскольку образование было монополией церкви, произведения искусства, говорящие символами, должны были играть роль проповеди.

Характерным явлением средневекового искусства является миниатюра, отражающая стремление создать образ необъятного и «все объяснить, приведя к маленькому масштабу». Символ — религия в миниатюре, собор — «божественная вселенная» в миниатюре, сады монастырей и замков — «райские» сады в миниатюре.

Сады барокко и классицизма

Сады Западноевропейского Средневековья

Поздняя готика — «распустившийся лист»

На протяжении рассматриваемого тысячелетия  менялись времена, менялись люди. Менялись и сады…

Период Средневековья

Кстати, чтобы лучше ориентироваться во времени и понимать исторические временные границы, дадим небольшую справку о периоде Средневековья. Период Средневековья в истории Европы считается длительным переходом между Античностью и Новым Временем. Античность — это культура древней Греции и Рима с III-II тыс. до н. э. и до IV-V вв. н. э. Историки всевозможных школ резко расходятся в периодизации новой истории. В большинстве случаев, в российской историографии её начало связывают с английской революцией середины XVII века, начавшейся в 1640 году. Среди иных событий, которые принимаются в качестве исходного рубежа Нового времени, именуют события, связанные с Реформацией (1517), открытие испанцами в 1492 году Нового Света, падение Константинополя (1453) или даже начало Великой Французской революции (1789).

Читать статью далее

История садово-паркового искусства

Группа вКонтакте, Группа на фейсбук, страница на фейсбук, Канал на youtube

Сады эпохи возрождения

Сады Западноевропейского Средневековья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Site Protection is enabled by using WP Site Protector from Exattosoft.com
Яндекс.Метрика Доски Бесплатных Объявлений - Компьютеры - Доски Продвижения doski-pro.ru Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости группа ХОББИ