«

»

Сен 16

История. Сады Западноевропейского Средневековья

История. Сады Западноевропейского Средневековья

Часть II

Продолжение статьи. В начало. История. Сады Западноевропейского Средневековья. После распада Римской империи в 476 году развитие садоводства на время прекратилось. Началось Великое переселение народов, дележ, разрушение и разграбление наследия Древнего мира. Остготты, основав в 493 году свое королевство в Италии, заняли римские дворцы и виллы.

Сады Древнего Египта и Крита

Теодорик Великий значительно перестроил сады в Аавенне, а король остготов Тотила жил на вилле Адриана в Тиволи. Осталось описание римской виллы в Оверне Сидония Аполлинария — галло-римского аристократа, ставшего епископом Клермона (V в. н.э.). Эта вилла, построенная на берету озера, была намного скромнее описанных ранее.

Античные традиции «эвакуировались» в Восточную Римскую империю, где сохранялись до завоевания Византии турками в 1453 году. Из Византии пришли принципы планировки монастырей, заключающиеся, в продолжение античных традиций, в группировании помещений вокруг садовых двориков — атриумов или перистилей.

Египетское искусство

Культура в Ирландии. Садоводство в монастырях

Раннехристианская культура нашла убежище в Ирландии. Ирландские монахи, основывая монастыри, распространяли эту культуру на всю Западную и Центральную Европу. Например, основателем известного монастыря Сент-Галлен в Швейцарии был монах Галлус.

История. Сады Западноевропейского Средневековья

Мусульманские сады

В древнеперсидских садах были заимствованы принципы устройства мусульманского сада, которые получили развитие в Азии, Африке и, частично, в Европе с VIII века, после завоевания арабами персидской империи. Их основные особенности описаны еще Ксенофонтом на примере садов Сируса Молодого (V в. до н.э.), которые насаждались по его личным чертежам. Сады планировались по строго геометрическому плану, окружались стенами, имели каналы, отделанные тесаным камнем, и небольшие квадратные площадки невысоких деревьев, кустарников и травянистых растений.

Для засушливого Среднего Востока зеленый, «щедро тенистый» сад, изобилующий водой и плодовыми деревьями, был символом жизни и удовольствия.

Античные сады Греции и Рима

Символика числа четыре

Основу мусульманского сада составлял так называемый «шахар баг», или «чор-бак», — сад, разделенный каналами с водой на четыре части, в центре которого был фонтан или бассейн. Символика числа четыре достаточно древняя и означает четыре священных элемента — огонь, воздух, воду и землю. В Библии сад Эдема описывается следующим образом: «Река вытекала из Эдема, чтобы орошать сад; там она делилась на четыре рукава». Древние персы делили вселенную на четыре части, а в центре находился источник. Этот тип сада был широко распространен — сады «чор-бак» украшали дворцовые постройки халифата, простые жилища, постоялые дворы, базары, мечети и богословские школы. Сады городов Багдад и Самара славились большим количеством водных устройств, наличием площадок для различных игр и «кьошками» — павильонами для развлечений. В садах выращивались виноград, финиковая пальма, кипарисы и платаны. Деревья в исламских садах имели свою символику: кипарисы означали вечность и женскую красоту, платаны — покой. Преобладающим видом и в садах, и в украшении стен сооружений была пальма.

В Византии разбивались большие охотничьи парки, где строились и летние резиденции. Сады гармонировали с дворцовыми постройками. Иногда сооружались сады на террасах. Влияние востока проявилось в бережном отношении к воде и в искусстве оформления водных устройств. Мотивами для украшения фонтанов служили изображения шишек пинии, животных, растительный орнамент. Садовый характер жилищам придавали садовые «тепихи» (ковры) — прямоугольники с бассейном посередине. По периметру прокладывались узкие каналы, между которыми располагались цветники. Такие садовые ковры должны были создавать иллюзию сада.

Сады барокко и классицизма

Арабская культура в Европе

История. Сады Западноевропейского Средневековья. Первые мусульманские сады появились в Европе в VIII веке, во время завоевания арабами юга и северо-востока Испании. «В Европу арабы пришли со своей культурой, на которую оказали влияние римляне и западные готы. Особенного расцвета культура арабов достигла в Испании, где ее следы видны до сих пор». В VIII веке арабы, переплыв Средиземное море, через Малую Азию и Южную Европу достигли Испании. Здесь они вошли в состав великого мусульманского государства — халифата. Обосновавшись на Пиренейском полуострове, они организовали свои городские, торговые и политические центры в Кордове, Севилье, Толедо, Гранаде.

Появление пальм в Европе

Использовав опыт Египта и Рима по устройству водопровода для переброски талой воды с горных вершин, арабы создали мощную поливную систему и превратили засушливую Испанию в цветущую страну. Абдаррахман I в 756 году оформил свою резиденцию в Кордове в восточном стиле. Его вилла была копией виллы в Дамаске, в саду росли сирийские растения, преобладающей породой была пальма, которая не слишком распространена здесь в естественных природных условиях. Финиковая пальма, посаженная им, отлично прижилась в мягком климате Андалузии и стала родоначальницей всех остальных пальм того же вида, растущих в Европе. Халиф покровительствовал поэтам, и сам посвятил своей пальме следующие строки:

«О, пальма стройная моя!

Себя ты чувствуешь чужою

В стране заката; ты, как я,

Разлучена с родной страною».

Сады эпохи возрождения

Сравнительно продолжительный мир позволил Кордове и всей южной Испании расцвести так, что ее слава была сопоставима с находившейся в зените славой Багдада. Очевидное влияние персидских «парадизов» на эти сады проявилось в их насыщении парковыми павильонами, фонтанами, отделанными глазурованной плиткой. Террасированность садов была особенно благоприятна для обильного использования воды, которая устремлялась через залы и патио, перекатывалась в каскадах с террасы на террасу, плескалась в фонтанах и наполняла весь сад. Небольшие садовые павильоны, как бы поднимающиеся из воды, были необходимым и очень эффектным украшением арабских садов. В Х веке вокруг Кордовы было множество садов, в которых ассимилировались приемы персидских, эллинистических и римских садовых композиций.

Разрушение великолепных садов

История. Сады Западноевропейского Средневековья. Около трех веков мусульмане, иудеи и христиане вместе жили в Испании, создавая свою особенную культуру, впитавшую различные традиции. Однако мощь Кордовского халифата постепенно ослабела, и в 1034 году северные христианские рыцари захватили Кордову и заняли города один за другим. Вскоре былое великолепие было уничтожено. От 50 000 цветущих садов, предположительно существовавших там, не осталось и следа. Фанатичное духовенство беспощадно уничтожило и сады, и гидротехнические сооружения, превратив страну в безводный и пустынный край.

Сады романтизма и эклектика XIX века

Дворцовый комплекс Альгамбра
История. Сады Западноевропейского Средневековья

Дворцовый комплекс Альгамбра

Остатки мусульманского государства с исламской культурой нашли убежище в живописной плодородной долине недалеко от Гранады. Частичная защищенность долины горами от внешнего мира позволила маврам еще какое-то время сопротивляться. Восточное великолепие расцвело еще раз на этой небольшой территории, подарив Испании после изгнания арабов на прощание прекрасные сады Альгамбры и Генералифа.

Сады Альгамбры и Генералифа в Гранаде, самые старые из реально существующих, были созданы при халифе Абдаррахмане III и являются блестящим образцом мавританского искусства, сочетающего черты разных цивилизаций.

Сады России и Западной Европы конца XIX начала XX века

История. Сады Западноевропейского Средневековья

«Двор мирт»

Фундамент Альгамбры был заложен в 1231 году, а закончено сооружение было в 1274 году. Это наиболее знаменитый замок мавров, несмотря на то, что сады и фонтаны Генералифа превзошли своей красотой даже его. Дворцовый ансамбль Альгамбры расположен на вершине холма, занимает участок неправильной формы размерами 600х200 метров и состоит из четырех декоративных дворов — патио и малого дворца для развлечений — Генералифа, расположенного несколько в стороне на холме.

Классический стиль

Вход в ансамбль оформлен порталом, за которым на участке размером 47х33 метров находится «Двор мирт». Он окружен зданиями, главным из которых является Башня Комарес с изящной восточной орнаментированной аркадой. Центром композиции является большой, вытянутый вдоль оси двора прямоугольный бассейн, занимающий почти все пространство и окаймленный по длинным сторонам полосами стриженых мирт. Главным украшением двора является утопающее в бассейне отражение ажурной аркады. Читать далее

История садово-паркового искусства

Группа вКонтакте, Группа на фейсбук, страница на фейсбук, Канал на youtube

История. Сады Западноевропейского Средневековья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Site Protection is enabled by using WP Site Protector from Exattosoft.com
Яндекс.Метрика Доски Бесплатных Объявлений - Компьютеры - Доски Продвижения doski-pro.ru Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости группа ХОББИ