«

»

Окт 13

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Часть VIII. Внутренние сады

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима. Продолжение статьи. Начало здесь.

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Помпеи. Дом Лорея Тибуртина. Фрагмент реконструкции сада

Внутренние небольшие сады всегда содержались и в римских городских домах. Они устраивались в перистиле — обширном открытом пространстве, окруженном со всех сторон портиками и колоннами. Посредине также был виридарий с корзинами цветов, с редкими кустами, с бассейнами, в которых держали дорогую рыбу. Между колоннами натягивались занавеси или шторы, защищавшие эти галереи от солнца. Вокруг колоннады среди множества помещений различного назначения было несколько пиршественных залов, приспособленных к разным временам года. Летние залы не имели потолка и затягивались вьющимися растениями.

В глубине перистиля находилось большое парадное помещение — ойкос. Коридор, идущий вдоль ойкоса, или дверь в глубине его, вели в сад. Сад окружался стенами, украшенными портиками, верандами, на которых стояли скамейки. Прямые аллеи, обсаженные буксусом, вели к зеленым беседкам. Между аллеями располагались цветочные куртины, лужайки со стрижеными деревьями. Иногда деревьям придавалась форма животных, птиц или букв, составлявших имя хозяина. Сад содержал также фонтаны и гроты, украшенные раковинами и мозаикой, мраморные скамьи, бронзовые или терракотовые скульптуры. «Сад тянулся до заднего переулка, который служил границей усадьбы; в случае необходимости хозяин мог ускользнуть через скрытую в садовой стене калитку».

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Сады барокко и классицизма

Городские сады

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Помпеи. План дома Пансы.
1. прихожая
2. атриум
3. комнаты
4. таблиний
5. библиотека
6. коридор
7. маленькая столовая
8. перистиль
9. коридор, выходящий на боковую улицу
11. спальни
12. большая столовая
13. ойкос
15. кухня
16 и 17. конюшня и сарай
18. коридор, ведущий в сад

Фрески Помпей донесли до нас и сведения о городских садах. Эти сады-огороды первоначально были внутренними, вписанными в планы городских домов и расположенными рядом с атриумами. Архитектурное оформление им придавали решетчатые изгороди.

Дом Лорея Тибуртина в Помпеях демонстрирует соединение атриумно-перистильного дома с садом в рамках городского жилища. Он состоял из атрия и перистиля, размещенных на невысокой террасе, обращенной к саду портиком и перголой. Пергола соединялась с нимфеем на краю террасы, из которого вытекал ручей, попадавший в длинный канал. «Обрамленный тенистыми перголами, канал пересекал сад. Его берега украшали гермы и статуэтки муз и зверей, отражавшиеся в воде».

Террасные городские дома этого времени были очень похожи на виллы. Так, например, в доме Мозаичного атрия и в доме Оленей в Геркулануме сразу за парадной атриумной частью расположены обширные сады, окруженные криптопортиками, включавшими зимние помещения с калориферным отоплением, и летняя часть жилых комнат, обращенная к морю, с солярием — широкой террасой над обрывом.

Сады Западноевропейского Средневековья 

Сильные традиции атриумно-перистильного дома проявились и в инсулахосновном типе жилища в крупнейших городах в эпоху империи. Инсула была совершенно отлична от старого италийского дома, в отдельных квартирах инсулы полностью исчез характерный атриумный план. Но для обеспеченных слоев населения предназначались инсулы типа «дома в саду». Иногда богатые инсулы имели и внутренний дворик.

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Период поздней республики

Широкое развитие садово-паркового искусства в Риме началось в период поздней республики. Как правило, знатный римлянин имел несколько вилл за пределами суетливого пыльного Рима, разбросан-ных по всей стране. Например, у Цицерона их было 17.

С этого времени садово-парковое искусство римлян стало отличаться имперской триумфальностью и роскошеством.

Так были устроены виллы Мецената, Горация, Цицерона, Лукулла. Например, дворец Лукулла занимал обширные участки над современной Испанской лестницей в Риме. Множество вилл были построены на берегах живописного озера Комо, Сабатинского озера, на склонах Апеннин, в окрестностях Неаполя.

История развития античных садов в Греции, Риме

Остия. Инсула Дианы. План

Внутри вилл находились различные помещения, обширные гостиные, несколько атриумов и перистилей. Снаружи устраивались красивые перспективы, просторные пространства для прогулок, рылись каналы и бассейны, которые украшали сады и в то же время служили садками для рыбы. Сады, окружавшие виллу, были наполнены разнообразными сооружениями, отвечавшими запросам и вкусу хозяина. Там были «греческие палестры», площадки для игры в мяч, высокие видовые башни, разукрашенные птичники, где содержались редкие птицы, крипты или криптопортики — закрытые со всех сторон галереи прямоугольной формы, освещаемые рядами узких окошек, прорезанных в верхней части стен.

В композициях своих вилл римляне использовали греческие формы и названия, однако, утратившие свое первоначальное значение. Части римских вили назывались Академией, Ликеем — по образцу одноименных греческих гимнасиев, но спортивных устройств там не было. Распространены были и нимфеи в виде грота с источником.

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Сад-ипподром

Ипподромом называлась часть сада с характерным планировочным рисунком, размещаемая на ровной площадке, имевшая регулярную планировку и оформленная рядовыми посадками деревьев, кустарников, а также цветами, скульптурой, фонтанами и беседками.

История развития античных садов в Греции, Риме

Геркуланум. Планы домов.
1. Мозаичного атрия
2. Оленей
а) вход
б) атрий
в) сад
г) солярий

В центральной его части разбивался газон с цветниками, а все устройства располагались по периферии. Как правило, сад-ипподром имел значительные размеры (600х160 м, 70х200 м). Сад-ксист представлял собой плоский сад, имевший вид партера, связанного с портиком дома. Если ксист размещался внутри дома, он назывался садом-перистилем.

Обычно римская вилла урбана состояла из входного портика в небольшой дворик с фонтаном, главного здания с ксистом, превращенным римлянами в декоративный партер с фонтанами, и сада-ипподрома. В этом саду применялась фигурная стрижка растений, располагался розарий, закругления ипподрома украшались кипарисами. Несмотря на то, что Древний Рим считается родоначальником стрижки растений, обилие зеленых скульптур уже тогда расценивалось как проявление дурного вкуса и не получило широкого применения. Для украшения садов предпочиталась мраморная скульптура.

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Виллы
История развития античных садов в Греции, Риме

Остия. Тип инсулы «дома в саду»

Историческую известность приобрели виллы Плиния Младшего (кон. I в. н.э.) Туска и Лаурентина, описанные им самим, и вилла императора Адриана.

Вилла Лаурентина Плиния Младшего представляет тип приморской виллы, соединяющей функции и урбаны, и рустики. Вилла состояла из трех дворов, ограниченных зданиями: полукруглого атриума, перистиля и сада-ипподрома, выдвинутого к берегу моря. Ксист представлял собой цветочный партер, состоящий из поля фиалок. Заканчивался сад-ипподром традиционным парковым павильоном — беседкой, о которой Плиний упоминал как о месте своих наслаждений.

История развития античных садов в Греции, Риме

План виллы Лаурентина

Украшением виллы была столовая, через ее двери и окна (равные по величине дверям) с трех сторон открывался великолепный вид на море. С четвертой стороны виднелись двор, атриум, портики на фоне леса и гор. В составе виллы были библиотека, спальни, кабинеты, криптопортик, купальни, бани, отапливаемые при помощи труб. Площадка для игры в мяч примыкала к двухэтажной башне, с вышки которой были видны море и деревня.

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Тосканская вилла Туска

Тосканская вилла Туска была расположена среди обширного имения, окруженного горами. Множество источников и прудов обеспечивали роскошную растительность. Дом состоял из нескольких частей, объединенных атриумом, перистиля, внутри которого находились цветники, лужайки и тенистая роща с группами причудливо подстриженных деревьев. Внутри были парадная столовая, где Плиний обедал с близкими, выходившая на маленький дворик с мраморным бассейном и четырьмя платанами, и другие комнаты, стены которых были покрыты живописью, а также многочисленные крытые и открытые галереи, столовые, портики и другие помещения. «В садах на каждом шагу попадались мраморные скамейки, мраморные бассейны со всеми приспособлениями около них для ужина под открытым небом, домики и беседки, блестевшие мрамором; снаружи они были окутаны листвой и ползучими растениями, внутри воздух освежался неиссякаемыми фонтанами».

История развития античных садов в Греции, Риме

План виллы Туска

В розарии виллы Туска Плиния Младшего находилась мраморная беседка, увитая виноградом. В числе водяных устройств был водоем, в котором во время празднеств плавали корабли-блюда с изысканнейшими угощениями. За беседкой располагался павильон для отдыха. Ипподром окружался сплошной стеной из кипарисов и платанов, увитых плющом. Из ксиста дорожка вела в сад, главным украшением которого были деревья, стриженые в виде животных.

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Вилла Адриана

Ностальгически подражательной была вилла императора Адриана, бывшего наместника Афин, в Тибуре (ныне Тиволи). В Афинах в его правление были построены знаменитый храм Олимпейон, арка Адриана; одна из улиц Плаки, исторического центра Афин, и сегодня носит его имя. Адриан — художник, путешественник, поэт — создал на своей вилле своеобразный музей того, что ему понравилось во время путешествий. Вилла в Тиволи состоит из садов, названных Академия, Ликей, сад Перикла. Там были и Пританей (в Афинах в Притании — здании, расположенном у подножия акрополя, кормили за государственный счет заслуженных граждан, иностранных послов), Каноп (египетский город в устье Нила, где находился храм Сераписа с оракулом), Темпейская долина, имевшие приблизительное сходство с оригиналами.

Вилла Адриана расположена в живописном месте около отрогов Апеннин на возвышающейся уступами равнине между двумя параллельными долинами. Пространство виллы закрыто холмами от выжигающих сухих южных, юго-восточных ветров, открыто для благотворных восточных. Два ручья, сбегающие с Сабинских гор к подножию виллы, летом пересыхают, поэтому были устроены водопроводы, доставлявшие воду с гор.

Вилла сегодня поражает своими размерами, ранее же она, названная А. Ланчани «царицей императорских вилл античного мира», занимала территорию в 10 километров. Постройки, значительно удаленные друг от друга, соединялись подземными ходами. В разной степени разрушенные портики, перистили, большие купольные залы, круглые своды экседр, фронтоны храмов, башни, террасы с беседками дают представление о широком размахе садово-паркового строительства римлян.

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Темпейская долина

Темпейская долина была расположена вдоль одного из источников с северо-западной стороны. Здесь было устроено множество приятных тенистых мест для отдыха и прогулок. Напротив равнины со стороны виллы еще заметны террасы с портиками и мраморными бассейнами. Над всей долиной, в которую можно было спуститься по отлогому спуску, возвышалась обширная экседра.

Портик Пойкиле, расположенный с западной стороны, обращенной к Риму, оформлял сад-ипподром, использовавшийся как площадка для атлетических упражнений. Под греческим портиком Пойкиле (в пе-реводе «расписным» ), украшавшим афинскую стою, собирались философы, прозванные за это стоиками. В центре четырех-угольного портика высотой 10 метров был прямоугольный бассейн. Сохранилась часть стены, вдоль которой идут два ряда колонн, поддерживавших крышу. Таким образом были устроены две крытые галереи, соединявшиеся дверью. Стены внутри были украшены живописью, как и в афинском «первоисточнике».

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Каноп
История развития античных садов в Греции, Риме

Каноп

Далее простиралась равнина, называемая Каноп. Ее перспективу замыкала значительного размера абсида, которая служила и храмом, и водоемом. Предполагают, что в центре нее стояла статуя Сераписа, а в нишах боковых стен находились изображения других египетских богов. Из разных мест этого сооружения по мраморным ступеням лилась вода, протекала через ряд бассейнов, расположенных один под другим, и попадала в полукруглый водоем. «Через этот водоем был перекинут мостик, украшенный колоннами, которые поддерживали свод; по этому мостику можно было перейти с одного края бассейна на другой и вблизи любоваться водопадами. Вода текла под мостом и выливалась в канал, занимающий всю середину долины; он имел двести двадцать метров в длину и восемьдесят — в ширину. Здесь стояли изящные суда, сделанные, без сомнения, по образцу александрийских гондол и предназначенные для императора и его друзей…».

Недалеко от Темпейской долины располагались жилище императора и термы. Вдоль одного из ручейков была устроена круглая галерея. Русло ручья было выложено белым мрамором. Ручей своим течением образовывал остров, на который можно было перейти по мраморным мостикам. В центре этого острова был сооружен четырех-угольный дворик. Между ним и окружностью острова были построены маленькие круглые комнаты с фонтанами в нишах, обращенных к ручью. Найденные здесь куски колонн и барельефов, изображавших морских чудовищ, тритонов, нереид, позволили предположить, что это сооружение служило рыбным садком.

История развития античных садов в Греции, Риме

Каноп фрагмент плана

На территории виллы располагались несколько нимфеев и театров, в том числе «морской» греческий для представления греческих пьес, с колоннадой и греческой скульптурой, и латинский, а также зал философов и два здания библиотеки. Над одним из них возвышалась трехэтажная башня, предположительно, обсерватория Адриана, любившего занятия астрологией.

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Общественные сады

Общественные сады в Риме, такие как портик Ливии, портик Випсании, портик Октавии, также устраивались по образцу греческих. Это были небольшие сады с углубленными партерами, куда вели лестницы. Партеры разделялись на прямоугольные участки, окружались галереей с колоннами, в центре партера находился бассейн. По периметру садов в стенах вырубались прямоугольные и полукруглые ниши. Аллеи, как в садах Дафны, устраивались в виде пергол. Подобные сады сажались вокруг театров, терм, на площадях. Строительство водопровода способствовало устройству в Риме большого количества фонтанов, бассейнов и резервуаров, многие из которых озеленялись. При термах Агриппы был разбит большой парк с искусственным прудом и каналом, украшенный мраморной скульптурой. В этом саду, как и в других садах при термах, были своеобразные терренкурыаллеи для оздоровительной ходьбы.

В Древнем Риме 

прокладывались аллеи для пешеходов, для экипажей и прогулок на носилках. Аллеи, достигавшие ширины 5 метров, были не только садовыми элементами, но и соединяли различные сооружения городского пространства. К храму Венеры вела аллея, обсаженная платанами, чередующимися со стрижеными лаврами. К священной роще нимфы Адрастеи также вела платановая аллея, вдоль которой протекал ручей. Перспектива аллеи завершалась искусственным гротом — нимфеем. Священные рощи пришли в Рим из Греции и считались жилищами богов. Под сенью священных деревьев устраивался источник и устанавливался небольшой храм или алтарь.

Отмечая заимствованность элементов и отсутствие композиционного единства в римских садах, теоретик ландшафтного искусства Сильвия Кроу пишет, что сады Древнего Рима подобны более поздним эклектичным европейским садам XIX века, поскольку «римляне заимствовали слишком много элементов от слишком многих стран и не отыскали секрета организации их в единое целое».

Стремление к близкому общению с природой выразилось и в популярности садово-парковых сюжетов при отделке интерьеров. С конца 1 века до н.э. стены даже небогатых лавочников украшала пейзажная живопись. В I-III веках н.э., когда архитектура отличалась особым римским величием, сложился неправдоподобно Роскошный стиль, по нарочитости напоминающий театральные декорации. В этом стиле было построено поместье Нерона, которое находилось на холмах Палатин и Эсквилин и включало дворец, несколько садов с беседками, статуями, озеро с лебедями, виноградники, акведуки, фонтаны, коровники, птичий двор, увеселительные павильоны. Интерьеры дворца включали пейзажные панорамы с фантастическими дворцами, нимфеями, амурами, обрамленные гирляндами и лентами. Обилие вызолоченых деталей, видимо, и дало дворцу название «Золотой дом».

Римский диктат

силы, власти и триумфа был утвержден Вергилием: «Римлянин, помни: властно народами править — вот искусства твои…». И действительно, искусству поэзии римляне предпочитали прозу энциклопедий, высокой трагедии — комедию и фарс, общенародным праздникам — состязания в ловкости, силе, Олимпийским играм — кровавые бои гладиаторов. Греки благодарно принимали «божественные» дары природы, не пытаясь ее украшать. Римляне ввели фигурную стрижку растений, отделили «полезное» от «красивого» и саму природу «обложили данью». В этом плане показательно отношение к цветам.

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Фиалки, розы

Любимыми цветами римлян были также фиалки и розы, поэтому окрестности Рима были превращены в плантации этих цветов. Фиалка использовалась как целебная трава, как ароматизатор вин, фиалки были необходимы на всех торжествах. Отношение к розе на протяжении существования Древнего Рима менялось. В период республики роза была символом нравственности, служила наградой за мужество. Римские воины, отправляясь в военный поход, надевали на головы розовые венки, чтобы вселить в себя отвагу. Победившие в сражении выбивали розу на своих щитах. Во времена падения Рима роза стала символом порока и расточительства. Она превратилась в цветок забавы, которым злоупотребляли как украшением.

Знатные римляне

прогуливались по городу в носилках, подушки и матрацы которых были набиты розовыми лепестками. Невероятное количество цветов роз истреблял Нерон. В его обеденном зале, где вращались стены и потолок, изображая времена года, вместо дождя на гостей падали розовые лепестки. На всех праздниках розами украшали дома, гостей, стол, блюда, сосуды и даже пол. Во время прогулок на галерах поверхность моря усыпалась розовыми лепестками. Для удовлетворения римских потребностей в розах разводились обширные розанные сады в ущерб хлебным полям, кроме этого розы привозили кораблями из Александрии и Карфагена. В Риме существовала даже специальная биржа роз.

Но роза служила и символом молчания, поскольку была посвящена богу молчания Гарпократу. В залах совещаний к потолкам вешали искусственную белую розу. Это означало, что все «Sub roza  dictum» (сказанное под розой) — строго конфиденциально.

«Если ты прошел мимо розы, то не ищи ее более», — говорили древние греки, подразумевая конечность и неповторимость всего сущего. И были правы. Погибли античные цивилизации. На бывших площадях прежде великого Рима уже в VI веке н.э. сеяли хлеб или пасли скот. Были утрачены достижения науки, техники и искусства. На развалинах римской империи началось формирование современных европейских государств, новой европейской культуры. Однако фундамент европейского художественного творчества был заложен античностью.

Забыты значения розы под потолком и нимфея… Но в оформление интерьеров прочно вошли лепные розы потолочных плафонов, а в садово-парковые композиции — романтические гроты. Настенные живописные картины с дальними перспективами, напротив, «вышли» из интерьеров и «разместились» на границах садов барокко и романтизма, превратившись в «шутихи» — «обманки», дразнящие неожиданным превращением реальности в иллюзию. И даже существующие многочисленные академии, лицеи, гимназии и музеи обязаны своим существованием именно садово-парковому искусству античности. 

Окончание статьи.

История садово-паркового искусства

Группа вКонтакте, Группа на фейсбук, страница на фейсбук, Канал на youtube

Ландшафтный дизайн: культура древнего Рима

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Site Protection is enabled by using WP Site Protector from Exattosoft.com
Яндекс.Метрика Доски Бесплатных Объявлений - Компьютеры - Доски Продвижения doski-pro.ru Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости группа ХОББИ