Ноя 14

Сады романтизма в XIX веке. Садово-парковый дизайн

Сады романтизма в XIX веке. Садово-парковый дизайн

Часть III

Сады романтизма в XIX веке. Садово-парковый дизайн. Начало статьи здесь

Шарль Бодлер писал: романтизм заключается в способе восприятия действительности, а не в выборе сюжетов, и «обрести его можно не на стороне, а только в своем внутреннем мире, и передать свое видение другим».

Сады эпохи возрождения

История ландшафтного дизайна: романтизм, эклектика. Особое впечатление в парках романтизма получили пейзажи настроения. Они строились на основе глубочайшего знания общих законов психологии восприятия и по производимому на человека впечатлению подразделялись на «устрашающие», «смеющиеся» и « идиллические». Пейзажи настроения использовались и в философско-символических парках, и в пейзажно-реалистических.

Существенную роль в развитии романтических парков сыграла и восточная классическая философия, а именно теория о двух господствующих в мире противоположных началах — инь и ян. Об устойчивости, равновесии мироздания, которые они создают. «Именно в действии двух противоположно направленных сил лежит секрет всего творчества». Поэт-философ древности Лао Цзе (500 г. до н.э.) выразил сущность принципа инь-ян в поэтической форме:
«Для того, чтобы быть целым, будь разбитым,                                                                                                                 Для того, чтобы оставаться прямым, склонись.                                                                                                               Для того, чтобы быть наполненным, будь пустым.                                                                                                   Меньше, значит больше».

Сады России и Западной Европы конца XIX начала XX века

Сады романтизма в XIX веке. Садово-парковый дизайн

Грот «Страха и сомнений»

Сады романтизма в XIX веке. Садово-парковый дизайн. В садово-парковом искусстве принцип инь-ян интерпретировался, как правило контрастов. Древнекитайские «смеющиеся» пейзажи строились на контрастных сочетаниях «темные туи и ели, закрывавшие солнце, расступались и открывали большую долину, украшенную цветами. Светлый жизнерадостный пейзаж был всегда переполнен контрастами: рядом с плакучей ивой с седыми свисающими ветками устремлялась к небу стройная остроконечная ель. Переплетались туя и белая акация, в окружении хвойных деревьев росли вишни, яблони, миндаль, сирень» (Жирнов А.Д. Искусство паркостроения).

Можно заметить, что и в музыке сопоставление несопоставимого, контрастного также рождает «смеющиеся» образы, создавая эффект целостности мозаики, как, например, у И. Стравинского или С. Прокофьева.

Развитие садоводства, цветники

Сады романтизма в XIX веке. Садово-парковый дизайн. Среди прекрасных образцов романтизма — парки в Павловске, Царицыне, Воронцовский в Алупке, Софиевка в Умани и многие другие, хорошо описанные в специальной литературе. Во всех этик парковых композициях мастерски использованы романтические мотивы существующей природы, воздействие которых было усилено введением романтических гротов, водопадов, скал, фонтанов. «Розовый павильон», грот Венеры, грот «Страха и сомнений», Мертвое озеро, подземная река Стикс, долина Гигантов, Критский лабиринт, Скала смерти (Софиевка). Малый и Большой Хаосы, Зеркальное, Форельное, Лебединое озера, «Лунный камень», «сады Платона» (Воронцовский парк в Алупке) — это только неполный перечень названий садовых элементов. Но и он создает романтическое настроение и пробуждает поэтические образы, обогащенные историческими ассоциациями.

В планировочном отношении парки романтизма отличаются развитой пейзажной частью, отсутствием или очень незначительной регулярной частью, приближенной к зданию усадьбы, которое также занимает скромное место в композиции. Безусловной доминантой является природа.

Классический стиль

Свободный от жестких нарочитых канонов, ориентированный на человеческую психологию и естественную романтику природы, романтизм предоставлял широкие возможности для самовыражения. Поэтому полюбился художникам, архитекторам, поэтам, музыкантам и т.д. и надолго закрепился в искусстве, дав много разветвлений. В большинстве последующих стилей вплоть до нынешнего времени (реализм, импрессионизм, символизм, модерн, постмодерн и др.) эхом отзывался именно романтизм.

Сады романтизма в XIX веке. Садово-парковый дизайн. Середину XIX-начало ХХ века не принято считать ярким периодом в развитии садово-паркового искусства, хотя усадебное строительство широко развивается и охватывает российскую провинцию и границы империи. В литературе встречаются категорические высказывания о том, что это время не оставило ни одного (за редким исключением) полноценного в художественном отношении парка. Это представление сложилось в силу ряда причин. Главная из которых та, что существующие художественные стили перестали содержательно удовлетворять при изменившихся условиях жизни, а для появления нового стиля необходимо было переосмыслить стили старые.

Естественный стиль

А. Н. Бенуа, характеризуя состояние русского искусства этого времени, назвал его «базаром художественной суеты»: «…одни рекомендуют сводите все к геометрическим фигурам, другие… ставят в образцы детские рисунки, вывески и лубки. Третьи стараются изо всех сил быть только яркими, четвертые делают только кляксы, судорожно размазывая их по холсту, и сами верят в то, что гениально импровизируют». И.А. Бунин назвал эпоху « Вальпургиевой ночью», «шабашем», на котором и декаданс, и символизм, и натурализм, и богоборчество, и какой-то мистический анархизм, и акмеизм…». Но если в музыке, живописи и литературе этого времени все же выявлены некоторые стилистические направления, то в садово-парковом искусстве все «свалено» в кучу эклектики.

Определение стилевой тенденции парковых композиций данного времени трудно, однако представляется осуществимым и правомерным на основе историко-семантического подхода, рассмотрения художественных систем стилевых направлений в других видах искусства и проведения сравнений между ними и произведениями садово-паркового искусства. Музыкальные, живописные, поэтические произведения различных стилистических направлений оставили свои трактовки реальных садов.

Японский стиль

В большом разнообразии усадебных садово-парковых комплексов этого времени выделяются композиции, выполненные в духе романтизма, реализма, натурализма, рационализма, модерна и символизма. В них использовались присущие названным стилям композиционные элементы и приемы.

Сады романтизма в XIX веке. Садово-парковый дизайн. Реализм в садах и парках также, как и романтизм, опирался на эстетику природы. В России художники-передвижники на своих полотнах отражали дружеское, равноправное и бережное отношение к природе. Такую атмосферу создавало реалистическое направление в усадьбах Абрамцево, Поленово, Талашкино, Мураново и др. В этих садах предпочиталось естественное звучание природы. Этот тип парка возник как реакция на искусственность романтических пейзажных композиций, изобиловавших символическими условностями, сентиментальными настроениями, ритуальными сооружениями и скульптурами. Красота пейзажно-реалистического парка — красота ландшафта, типичного для данного природного региона.

Сады сентиментализма в Западной Европе и России

Развитие и становление этого стиля были обусловлены появлением еще одного звена в социально-культурном содержании загородной усадьбы. Это звено составили художники, музыканты, скульпторы, архитекторы, писатели, объединенные общими взглядами и определявшие развитие того или иного направления в искусстве.

Продолжение статьи Сады романтизма в XIX веке. Садово-парковый дизайн следует…

История садово-паркового искусства

Сады романтизма в XIX веке. Садово-парковый дизайн

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

Site Protection is enabled by using WP Site Protector from Exattosoft.com