«

»

Окт 19

Сады конца XIX — начала XX века в России и Западной Европе

Сады конца XIX — начала XX века в России и Западной Европе

Часть III. Усадебные сады модерна

Вернуться в начало. Сады конца XIX — начала XX века в России и Западной Европе. Усадебные сады модерна вполне отражают все основные идеи этого большого стиля. В них своеобразно интерпретируются и индивидуализм, и космизм, и стихия постоянного обновления жизни, присутсвуют новые материалы — экзотические деревья, оригинальные композиционные приемы, характерная колористика.

Сады Древнего Египта и Крита

Сады конца XIX - начала XX века в России и Западной Европе

Центральная аллея парка

Согласно идеологии модерна сады проектировались в едином стилевом ансамбле с усадебным домом. В них создавалась среда, наиболее благоприятная для человека — эстетически выразительная, логически обусловленная и ясная, психологически дающая необходимое человеку ощущение слитности с миром и природой. Эта слитность выражалась через связь усадебного дома с окружающим его парком.

В эпоху модерна был чрезвычайно популярен тезис: «Мой дом — моя крепость», и поэтому и дом, и сад, как продолжение владений, были рассчитаны на вкусы и нужды хозяина и изолировались от внешнего окружения.

Кроме традиционных планировочных и визуальных связей с парком дом имел также связи внутренние: в интерьерах усадебных домов растительный орнамент был использован в лепных украшениях потолков, плафонах, декоре мебели и каминов. Существовали еще более действенные и ощутимые связи: парк отражался в зеркалах, проникал в дом запахом омытой дождем сирени, терпкостью клейкой молодой листвы, дыханием ветра, наполняющим комнаты шорохом и ароматом трав и цветов, «мурашками» вечерней прохлады. Сад вокруг дома обеспечивал постоянное «биологическое» ощущение стихии жизни.

Античные сады Греции и Рима

Парк в Молдавии в Редю-Маре

В качестве яркого примера модерна можно рассмотреть парк в с. Редю-Маре (1912-1914 г., Молдавия), созданный известным садоводом И.В. Владиславским-Падалко, автором нескольких замечательных парков на Украине и в Молдавии. В основу его планировки положен принцип подобия: от здания усадьбы развиваются пространства четырех полян, которые строятся при помощи одного композиционного приема — построения перспективы от здания усадьбы вглубь поляны к фокусу. Перспектива направляется рамками и ку-лисами. Организация фокусов на полянах также подобна — фокусы трех полян представляют собой группы из трех деревьев, но их различное расположение в пространстве и декоративные качества определили разную последовательность восприятия и силу эмоционального воздействия.

Сады конца XIX - начала XX века в России и Западной ЕвропеФото: 

План парка в Редю-Маре

I — здание усадьбы

II — холм с водораспределителем

III — жилое здание

IV — розарий

V — хоздвор

VI — «утренняя поляна»

VII — «весенняя поляна»

Принцип подобия характерен для модерна, как облюбовывание в композиции одного мотива. Уже упоминалось, что модерн также был увлечен изучением закономерностей восприятия. И.В. Владиславский-Падалко в парке Редю-Маре, опираясь именно на психологию восприятия, создал четыре композиционно родственных, но различно зaполненных пространства, используя выразительные средства растительности в разных сочетаниях. Но область действия принципа подобия — шире и глубже. Возникает ощущение, что в парке создана микромодель мира, подобного в большом и малом. На всех композиционных уровнях прослеживаются символические и реальные связи с природой. Центричность композиции обуславливается аналогией с единым, главным центром мироздания — Солнцем, дающим тепло, жизнь.

Сады конца XIX - начала XX века в России и Западной ЕвропеСимволическим «тепловым» центром в парке является дом, одухотворенный человеком, согретый его теплом. От него в парк волнами разливается тепло, что подчеркивается построением полян. В доме роль символического «теплового» центра выполняет холл с реальным тепловым центром — камином. Холл — центр тяготения всей жизни дома, объединяющий в целое различные функциональные зоны. Важную роль в интерьере холла играет ряд маленьких окошек в основании шатра, перекрывающего его пространство. Это остекление — один из элементов, подчеркивающих связь дома с парком, природой. Через окошки в дом входят лучи солнца, и через них же можно полюбоваться ночными звездами. Вспоминается высказывание о том, что «парк — это маленькая часовня в огромном соборе Космоса, отдых на дороге жизни, лицом к лицу с бесконечностью неба и земли».

Сады конца XIX — начала XX века в России и Западной Европе

Модерн продолжал романтическую традицию зонирования парка в соответствии со временем суток, но с обостренной чувственностью. Так спальни дома в Редю-Маре ориентированы на «утренний
парк, который собирает солнце в две большие «ладони» восточных полян. Первые нежные солнечные лучи просачиваются сквозь верхушки деревьев, едва касаясь земли, быстро пробегают по полянам, поеживаясь от росистой утренней свежести, проныривают в теплые дремотные спальни и нежатся в комнатах озорными солнечными зайчиками. Солнце поднимается выше, и поляны вдруг захлебываются обрушивающимся на них ливнем света и тепла.

Весной «утренний парк» был особенно красив. Левая поляна, откликаясь на первые лучи утра, разворачивала жаркий ковер в «сто тысяч солнц» одуванчиков и своей «раскаленностью» предвещала скорый приход лета. В то же время правая поляна еще сохраняла память о прошедшей зиме. Ее кульминацию составляла хвойная группа, припорошенная, как снежными хлопьями, лепестками цветущих плодовых деревьев. Композиция этой поляны посвящена чудесной поре начала весны, даже только ее предчувствия.

Это робкое дыхание зарождающейся жизни, веяние неуловимого особенно ценилось в модерне. Модерн даже статичным элементам пытался сообщить динамику. Наверное, поэтому посадка дома в усадьбе Редю-Маре как буд-то «плавающая». Подъездная аллея, плавно изгибаясь, подходит к дому по касательной и скользит вдоль фасада в парк.

Композиция дома рассчитана на фрагментарное восприятие из сада. Масштабные архитектурные формы равноценно разработанных фасадов являются постоянным визуальным ориентиром. Изломанность очертаний плана и разновысотность помещений определяют динамику и пластику фасадов, создающих множество интересных ракурсов при обходе здания.

Сады конца XIX — начала XX века в России и Западной Европе

Наиболее привлекательные моменты композиции фасадов заключены в рамки из темной и светлой зелени елей, плотно подступающих к зданию. У посетителя парка при восприятии дома с дорожек и полян возникает ощущение, что дом, как «избушка на курьих ножках» (тоже любимый мотив модерна), поворачивается к нему разными сторонами.

Ночи модерн уделял особое внимание. Это время чудесных превращений, одушевления природы:

«Как бронзовой золой жаровень,

жуками сыплет сонный сад.

Со мной, с моей свечою вровень

Миры расцветшие висят.

И, как в неслыханную веру,

Я в этот мир перехожу,

Где тополь обветшало-серый

Завесил лунную межу».

Б. Пастернак

В парке Редю-Маре луна заливает поляны фосфоресцирующим светом. Ночь плещется в этих лунных лагунах» , отвечающих звездному небу огоньками светлячков и пением цикад. Лапы хвойных деревьев, голубых и сизых елей, завершают картину сказочности. Итак, модерн в садово-парковом искусстве создавал пластические, асимметричные, динамически уравновешенные композиции, где применялись простые, остроумные и результативные приемы, благодаря  которым парки разбивались на ряд разносюжетных пространств.

Дендрологический состав этих парков изобиловал экзотами,в качест-ве композиционных центров использовалась растительность. Дендрологическая неоднородность создавала эффект колористической декоративности и экзотичности «жар-птиц».

Сады конца XIX — начала XX века в России и Западной Европе

Жар-птица в модерне

Жар-птица — любимый символ модерна, птица с огненными перьями, говорящими о ее принадлежности к иному, нечеловеческому миру. Она прилетает из неведомого тридесятого царства, чтобы уронить свое фантастическое перо и смутить искателей счастья обещанием прекрасного чуда. Подобно удивительной символической птице, модерн недолго «собирал золотые яблоки в царском саду искусства», но с беспечной щедростью разбросал в нем множество своих манящих и волнующих, вспыхивающих огненными «глазками» перьев — замечательных произведений искусства.

В заключении

Завоеванием XIX века было освобождение от жестких канонов одного стиля, раскрепощенность и свободное использование всех исторических стилей в качестве одновременной палитры. Остроумие и свежесть, традиции и новаторство парковых композиций постмодерна ХХ века, безусловно, продолжение смелых опытов модерна — свободного отношения к истории и решения новых проблем при помощи
возможностей, предоставленных веком синтетики и научно-техничеcxoro прогресса.

Строки, написанные выдающимся архит. модерна Ф. Шехтелем: «Едва ли есть сказка более волшебная, чем сказка о трех сестрах: Архитектуре, Живописи и Скульптуре. С тех пор как существует наш мир, мы не перестаем зачаровываться этой постоянной сказкой, в которой в неменьшей степени участвуют музыка, поэзия и остальные музы. К жизни нас приковывают лишь стимулы труда, любви и искусства (в них весь смысл жизни), без них мы бы не знали, зачем нас создал творец, и благодаря лишь им мы находим е себе силу переносить все горести и лишения нашего существования (в противном случае наша жизнь была 6ы бессмысленной)». Конец.

История садово-паркового искусства

Группа вКонтакте, Группа на фейсбук, страница на фейсбук, Канал на youtube

Сады конца XIX — начала XX века в России и Западной Европе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Site Protection is enabled by using WP Site Protector from Exattosoft.com
Яндекс.Метрика Доски Бесплатных Объявлений - Компьютеры - Доски Продвижения doski-pro.ru Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости группа ХОББИ