Сен 17

Сады Западноевропейского Средневековья: ландшафтный дизайн

Сады Западноевропейского Средневековья: ландшафтный дизайн

Часть III

Сады Западноевропейского Средневековья: ландшафтный дизайн.

Сады Западноевропейского Средневековья: ландшафтный дизайн

Двор львов

Продолжение статьи. В начало. Далее открывается пространство «Двора львов», лишенное деревьев вовсе, но украшенное клумбами, покрытое плитами и пересеченное перпендикулярными каналами с водой. Вода по четырем узким каналам, проложенным между стройными колоннами залов дворца, вытекает во двор к центру пересечения, где находится традиционный фонтан, украшенный скульптурами 12 львов. Двор окружен стенами зданий с аркадами, связующими малоосвещенные покои дворца со светлым пространством патио. Предполагают, что клумбы раньше были заглублены на 60 см ниже дорожек, так что головки цветов находились на уровне мощения из глазурованной бело-зеленой плитки, напоминая знаменитые персидские ковры цветов.

Сады Древнего Египта и Крита

«Двор Королевы», или «Двор решетки», представляет собой квадратное в плане пространство, оформленное четырьмя кипарисами по углам и фонтаном в центре. Этот двор демонстрирует эстетические достоинства и композиционную эффектность декоративного покрытия, в геометрический узор которого вплетены и бассейн, и места посадки кипарисов.

Сады Западноевропейского Средневековья: ландшафтный дизайн

Генералиф

«Двор Даракса» — сад, в котором росли розы, олеандры, кипарисы и апельсиновые деревья. Композиционным центром этого двора являлся изящный чашевидный фонтан. Отсюда аллея с двойными рядами кипарисов вела к летнему дворцу Генералиф.

Античные сады Греции и Рима

Сады Западноевропейского Средневековья: ландшафтный дизайн

Генералиф

Генералиф — летняя увеселительная резиденция арабских правителей, расположенная на склоне напротив Альгамбры, но выше нее на 100 метров. Сады Генералифа, создававшиеся в течение нескольких веков на узких террасах склона, занимают площадь в 0,5 га. Самые нижние террасы имеют мавританское происхождение, а верхние относятся к XIX веку. Раскопки, проведенные в 1958 году, обнаружили остатки настоящего арабского сада, имевшего четырехчастное деление и изобиловавшего водой, тенью. Но наиболее известен «Двор с каналом». Его вытянутое пространство окружено аркадой. По центру двора проложен узкий канал длиной 40 метров. Вдоль его длинных сторон устроены ряды фонтанов, создающие тонкими струями «арочный водяной свод» над каналом. Несколько двориков расположены выше на террасах склона.

Сады барокко и классицизма

Один из них решен в виде водяного партера. Бассейн шириной 2 метра в форме буквы П образует в центре полуостров, на котором находится фонтан. Струи перекрещиваются над бассейном, а темные кипарисы, посаженные вдоль стен, придают композиции строгий вид. Верхняя часть сада состоит из ряда террас, соединенных лестницами. В целом их композиции также замкнуты, изолированы друг от друга. Стены, ограды садов, стволы деревьев оплетены вьющимися розами, глицинией, плющом; цветники огорожены камнями. С террас Генералифа между деревьями и сводами открывался вид на Альгамбру, город.

Сады Западноевропейского Средневековья: ландшафтный дизайн

Выразительность замкнутых, небольших пространств рассмотренных садов достигалась благодаря деликатному применению цвета, тщательно подобранному сочетанию фактуры, ограниченному количеству композиционных средств, приемов, что свидетельствует о высоком художественном вкусе арабских мастеров. Стены белого цвета, бледных оттенков холодных или теплых абрикосовых, медовых или персиковых тонов создавали прекрасный нейтральный фон, на котором выделялись графичные стволы, темная зелень листвы деревьев. Покрытия патио, облицовка скамеек, подпорных стенок террас выполнялись из разноцветной майолики. В качестве материала для декоративного мощения использовалась также черная, белая галька.

Сады эпохи возрождения

Ароматные растения из манускриптов

В арабских манускриптах приводится перечень растений, выращиваемых в садах и особенно ценимых за аромат: жасмин, фиалки, нарциссы, красные розы, белые лилии, голубые ирисы, водяные лилии, мальва, маргаритки, маки, лаванда, люпин, тимьян и мята. Олеандры, очаровывающие своим цветением, высаживались в кадках, обращающих внимание на индивидуальность растения. Мирт и лавр также часто росли в кадках, подстриженные в виде сферы или колонны. Груши, сливы, яблони, черешни, инжир, шелковица, айва, мушмула, виноград были важными элементами в испанских садах не только потому, что давали деликатесные плоды, но и потому, что обеспечивали тенью. Кипарисы были при этом преобладающей и организующей садовое пространство породой.

Изменение садов под влиянием христианства

На территории Западной Европы, преломившись под влиянием христианского мировоззрения, сады-«парадизы » превратились в аскетичные, крошечные утилитарные сады при монастырях, а иногда и просто замощенные дворы-клуатры с фонтаном или апельсиновым (чаще всего) деревом в центре. Как писал Св. Августин, там он, как некогда Платон, Эпикур и Феофраст, собирал братьев для интеллектуальных бесед. Присутствовала и другая сторона религиозного видения природы. Архитектура, тяжелая, мощностенная и простая, ассоциировалась с надежностью и крепостью веры. Природа — изменчивая, грешная, таящая опасности и искушения, но необходимая и неизбежная, нуждалась в сдерживании и очищении от скверны. Архитектура, безусловно, доминировала и выступала в роли «блюстителя и защитника» маленьких аскетичнык садиков-клуатров — «стерильных» участков природы, буквально держа их в своих каменных «кулаках».

Сады Западноевропейского Средневековья: ландшафтный дизайн

Аптекарские сады

Монастырские территории не ограничивались только клуатрами и «парадизами». Сады трав также были неотъемлемой частью монастырей уже в VI веке. Основатель Бенедиктинского Ордена Св. Бенедикт (480-547 гг.), благодаря которому монастырский образ жизни распространился в Европе, считал, что все необходимое для жизни, особенно вода и сады, должны быть внутри монастырских стен. Поскольку монастыри были единственными центрами медицины, большое значение имело выращивание лекарственных растений. В «аптекарских» садах росли лилии, гладиолусы, розмарин, мята, шалфей, рута, так что они обладали и эстетической ценностью. Кроме того, эстетическим признавалось не только отвлеченно-красивое, но и просто полезное. Поэтому рядом с «аптекарским» садом, аналогично ему, разбивался огород, где росли овощи, красиво организованные в прямоугольные грядки.

Сады романтизма и эклектика XIX века

Карл Великий

Значительный подъем садоводство испытало в правление Карла Великого. В это время издавались приказы о посадке публичных садов для развлечений. Огромное значение имел «Капитулярий» — указ о поместьях в империи Карла, вышедший в 795 году. Одна из глав «Капитулярия» содержала 73 наименования растений, которые следовало сажать непременно. Этот указ стал практическим руководством для монастырей не только в империи Карла, но и за ее пределами, поскольку воодушевлял на приятное и полезное занятие и способствовал расширению монастырских территорий. Указанные растения росли в саду самого Карла, а также в садах крестьян. Список растений, предложенный мудрым королем, был неоднократно воспет в литературе позднего Средневековья и эпохи Возрождения.  Об эпохе Возрождения на нашем сайте есть статья Сады эпохи Возрождения. Франсиско де Кеведо, автор известных «плутовских романов», написал столь шутливое и изящное стихотворение «Огородная свадьба», что его очень сложно приводить в сокращении.

Огородная свадьба

«Дон Редис и донья Редька -
Не креолы, не цветные,

Вроде там Цветной Капусты,

Но испанцы коренные, —

Поженились. И на свадьбу

Их высокоогородья, …

Всю свою родню созвали,

Прикатила донья Тыква,

И дородна, и спесива, —

Оттого, что всех дородней

И спесива особливо.

А за нею — донья Свекла,

Неопрятная уродка,

Все лицо в буграх и ямах,

Бахрома вкруг подбородка.

Вон дон Лук, франт в белой шляпе

Зелены на шляпе перья;

Скольких дам довел до слез он

Обманувши их доверье! …

Вот обсыпанная пудрой

Куртизанка донья Слива;

Смугловата, нагловата,

Но округлости — на диво.

Вот капризная и злая

Низкорослая Горчица:

Всякий, кто не вышел ростом,

Свыше меры горячится.

Вот изящная Черешня;

Молодая — скулы сводит,

Но зато, когда созреет,

Тьму поклонников находит.

Вот ее сестрица Вишня –

Покислей, темней оттенок,

Смолоду в цене, а позже

Продается за бесценок.

Вот обманщица Капуста:

С виду — сдобненькая пышка,

Но под массой белых юбок –

Лишь сухая кочерыжка…,

Вот дон Огурец — сутулый,

Прыщеватый, малокровный,

Сразу виден в нем идальго

С безупречной родословной.

Вот дон Кабачок. Он бледен,

Давней одержим любовью:

Даст в куски себя разрезать,

Сечь, стушить, —

но лишь с Морковью…».

Оформление могил 

Сады России и Западной Европы конца XIX начала XX века

Сады Западноевропейского Средневековья: ландшафтный дизайн

План Кентерберийского монастыря:
1 — клуатр, 2 — аптекарский сад, 3 — колодец, 4 — пруд, 5 — подземный водопровод, 6 — луга и виноградники

Сады Западноевропейского Средневековья: ландшафтный дизайн. Не менее интересные строки посвящены маслине, апельсину, каштану, дыне, баклажану, персику, лимону, хрену, перцу и брюкве.

Рядом с огородами обычно находились кладбища, которые монахи совмещали с плодовыми садами. Здесь ровными рядами росли декоративные и плодовые деревья, также упомянутые в «Капитулярии». Могилы монахов находились между деревьями (средневековый обычай хоронить в плодовом саду будет очень распространен позже в романтических парках). Об этом обычае более подробно вы можете прочитать здесь. Например, могила любимой собаки Екатерины II располагалась в парке.

Садоводство и поэзия

Сады сентиментализма в Западной Европе и России

Сады Западноевропейского Средневековья: ландшафтный дизайн. Раннее средневековое описание монастырского сада в стихотворении «Hortulus»(маленький садик) Уолфрида Страбо дополняет список Карла Великого ароматическими растениями. Автор, будучи молодым монахом, увлеченно занимался своим садом и подробно описал многие растения. Терпкий аромат его саду придавали кустарниковая полынь, кервель, фенхель, мята, сельдерей, шалфей мускатный, репейник, редис, гладиолус, мак, лилия и роза. Предполагают, что роза, лилия и гладиолус, сегодня воспринимаемые как только декоративные растения, в те времена почитались как обладающие известной медицинской или кулинарной ценностью. И эту сторону садоводства остроумный поэт также отразил в своем творчестве:

«Был садовником Белардо
И, в садах валенсианских

Разводя цветы и травы,

Прилежаньем отличался.

Маргаритки и ромашки

Для девиц сажал Белардо:

Любит ли, не любит милый, —

Лишь цветы откроют правду…

Был и сельдерей для чахлых,

И миндаль был для кормящих,

Вместе с мятой для холодных

И горчицей для горячих.

И красавка — для пригожих,

И полынь — для некрасивых, —

И репейник — для жеманниц,

И для старых дев — крапива» .

Лапе де Вега.

История о цветах

Сады Западноевропейского Средневековья: ландшафтный дизайн

Вера в целебность трав

Надо сказать, что целебность растений в раннее Средневековье определялась очень просто: считалось, что растение само своей формой подсказывает, какие органы или части тела оно исцеляет. Например, думали, что полынь, похожая на завиток — средство против головных болей; волосовидные укроп и спаржа помогают укреплять волосы; роза и маргаритка, несколько напоминающие глаз — излечивают глазные болезни; щавель, похожий на язык, именно его и лечит, а ландыш, с цветками, напоминающими каплю, — прекрасное средство от паралича (по-немецки эта болезнь звучит как «разливающийся удар»). Как ни забавно, но, опровергая тезис об обманчивости внешности, в наше время ландышевые капли оказались довольно сильным средством против сердцебиения.

Конечно же, такое доверительное отношение к растениям и обращение к ним за помощью в ранний период Средневековья основывалось не только на «научных данных», но и на тотемизме варваров, считавших, что земля, порождающая болезни, выращивает и средства против них, что, впрочем, тоже подтвердилось наукой.

Стилистика сада

Символизм

Символизм всех элементов сада и растений в эпоху Средних веков также имел «раздвоенный корень»: один — уходящий в варварскую культуру, другой — питающийся на христианской почве. «Полезность, красота и наставительность были в средневековых представлениях часто прочно соединены». Крест, расположенный на пересечении дорожек сада, должен был напоминать о мученической смерти Христа.

Сады полагалось читать. Характерно описывает Г. Лонгфелло зарождение любви между дочерью Карла Великого Эммой и его писцом Эгинхардом:

«Он как-то встретил Эмму, выйдя в сад.
 На юношу подняв лучистый взгляд,

Она невинный задала вопрос:

«Скажи, в чем тайный смысл прекрасных роз?».

Прихлынула к его ланитам кровь,

И он шепнул: «Их тайный смысл — любовь!».

Классический стиль

Роза

Почти обо всех любимых растениях сохранились языческие и христианские предания. В древнегерманских сагах роза посвящалась царице неба Фригге и росла на местах капищ и кровавых жертвоприношений. А христиане посвятили розу Пресвятой богородице. По преданию роза росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека в качестве напоминания. Дева Мария называлась «Волшебной Розой», «Розой Небес», а поскольку она была безгрешной — «Розой без шипов».

 «Розой» называлось круглое окно с фигурными переплетами и витражами над входом в готический храм. Позже роза становится знаком тайных обществ. Рыцарь с букетом роз изображался на топорах членов средневековых вестфальских судилищ, одним из ритуалов которых было целование каждой увиденной розы.

Естественный стиль

Фиалка
Сады Западноевропейского Средневековья: ландшафтный дизайн

Крепость Каркассон

Сады Западноевропейского Средневековья: ландшафтный дизайн. Фиалка у древних галлов служила эмблемой невинности, а французы, их потомки, назначили Золотую фиалку наградой за победу в поэтических состязаниях.

Ландыш

Ландыш у древних германцев был посвящен Остаре — богине восходящего солнца, предвестнице весны. Христиане переадресовали его деве Марии и считали символом победы над язычеством. Христиане говорили, что ландыш вырос из слез Богородицы, когда она плакала у креста распятия. Поэтому, после осыпания цветов, ландыши оставляют красные плоды, похожие на капли крови. Отголоском средневековых традиций остались «Праздники ландышей», которые отмечались в деревнях Франции в первое майское воскресенье.

Читать далее IV…

Японский стиль

История садово-паркового искусства

Группа вКонтакте, Группа на фейсбук, страница на фейсбук, Канал на youtube

Египетское искусство

Сады Западноевропейского Средневековья: ландшафтный дизайн

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

Site Protection is enabled by using WP Site Protector from Exattosoft.com