Апр 13

Версаль. Барокко. Дворцово-парковый ансамбль

Версаль. Барокко. Дворцово-парковый ансамбль

 Часть XII. Версаль

Версаль. Барокко. Дворцово-парковый ансамбль. Вернуться в начало.

Версаль. Барокко. Дворцово-парковый ансамбль

Фонтан Латоны

Лирические трагедии (так Люлли называл свои оперы) опирались на героическую, возвышенную классическую драматургию П. Корнеля, Ж. Расина. Он был организатором, дирижером струнного ансамбля при дворе «24 скрипки короля». Для усиления ритма, парадности звучания Люлли ввел в симфонический оркестр литавры, для трагедийного героического пафоса – группу гобоев. Музыка Люлли отражает удивительную упорядоченность, симметрию классицизма.

Сады эпохи возрождения

Версальский ансамбль является шедевром скульптурного искусства. Величайшие произведения искусства созданы специально для Версаля мастерами: Тюби, Жирардон, Куазевокс. Скульптура идеально гармонирует с зеленью, дополняя ее. Лежащие фигуры — излюбленный прием версальских скульпторов — едва выделяются на фоне воды, деликатно не нарушая грандиозной горизонтальности композиции.

Сады России и Западной Европы конца XIX начала XX века

Многие из затей Версальского парка связаны с символической ассоциацией короля с богом солнца. Устройство фонтана Латоны (матери Аполлона) в виде плавучего острова, где, по легенде, она скрылась от преследований мстительной, ревнивой Геры и родила детей Зевса — Аполлона, Артемиду; фонтан с колесницей Аполлона; боскет «Лани Аполлона». К спальне короля сходилось знаменитое трехлучье г. Версаля — дороги из Со, Сен-Клу, Парижа. От бассейна Аполлона исходили лучи аллей Большого парка. В небо иллюзорно уходила «Лестница короля» в 100 ступеней, символизируя восход солнца.

Человек, привыкший видеть, подсознательно оценивать размеры всего рукотворного, воспринимать действительность от целого к частному, попадая в Версаль, раздражается невозможностью охватить целое. Ищет границы и не находит их. В этом заключается гениальный замысел Андре Ленотра, создававшего резиденцию «короля-солнца».

Сильная горизонтальная композиция с обширными дальними перспективами создает иллюзию того, что и дальше, за пределами видимости, вся земля устроена в таком же строгом порядке. Согласно этике классицизма здесь частное подчинено общему. Нельзя отвлечься красотой отдельного растения — цветы собраны в ковровые композиции, а деревья — в стриженые массивы. Пропорциональный строй, в котором вертикали незначительны и обеспечивают только один, все подчиняющий себе центр — дворец короля.

Сады Западноевропейского Средневековья

Современники писали про Ленотра: он был исключительно открытым человеком, простодушным настолько, что часто нарушал этикет. На аудиенции у папы Климента Х Ленотр бросился к нему на шею со словами: «Как рад, что вижу Вас в добром здравии». Однажды сам Людовик нарушил установленный собой этикет. Это было знаком глубокого уважения к состарившемуся художнику. Во время одного из его последних посещений Версаля король, при котором мало кто удостаивался чести сидеть, велел подать для Ленотра портшез (средство передвижения в виде укрепленного на длинных шестах крытого кресла или ложа, переносимого носильщиками. Такой стул использовался как элитная форма транспорта в течение многих столетий, особенно в культурах, где женщины были изолированы от общества) и обнести его вместе с собой по всему парку.

В XVII веке Версальский дворец был эталоном роскоши и вкуса. С этого времени французский язык, французская мода, французские манеры стали предметом подражания, классицизм начал свое триумфальное шествие по миру.

Конец.

История садово-паркового искусства

Версаль. Барокко. Дворцово-парковый ансамбль

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

Site Protection is enabled by using WP Site Protector from Exattosoft.com